ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

334 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТАХ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА Г. А. Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия) Значимость воспитания интеллектуальных способностей у подрост- ков-спортсменов обусловлена множеством факторов, среди которых – не- обходимость формирования адаптивных качеств и способностей личности к успешной реализации интеллектуального компонента нагрузки спортив- ной деятельности. Цель нашего исследования – с учетом содержания интеллектуальных запросов и интеллектуальных потребностей подростков -спортсменов вы- явить группы интеллектуальных способностей и стилей деятельности, сопряженных с ними качеств волевой и регулятивной природы, позв о- ляющих личности наиболее успешно решать интеллектуальные задачи различных этапов деятельности. В исследовании приняло участие 270 подростков-спортсменов 11–12 и 13–14 лет, занимающихся различными видами спорта: футбол, хоккей; борьба; теннис, бадминтон (одиночный разряд), легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, фигурное ката ние. Опросными методами анкетирования и интервьюирования мы выявляли степень сформированности смыслов интеллектуальных потребностей как запросов на качество деятельности и интеллектуальных, волевых, регул я- тивных способностей и интеллектуальных стилей, обе спечивающих успешность реализации некоторых, представленных ниже потребностей, соотнося их с ведущими позициями ученых, исследовавших данную про- блематику [1,2,3,6,7,8,9,11,12]. В таблице 1 раскрыто содержание мнений, высказанных подростками, классифицированных и идентифицированных с ключевыми способностями и качествами, отражающими (в общей су м- ме высказываний) содержательную полноту категориально -понятийного аппарата, призванного обеспечивать успешность воспитания интеллект у- альных способностей на каждом из этапов деятельности за счет примене- ния данных разноплановых атрибутов, в том числе, и как критериев и н- теллектуальной активности. Педагогический анализ мнений подростков позволил нам выявить наиболее актуальные способности, стили и качес т- ва, за счет которых юный спортсмен решает интеллектуальные проблемы спортивной деятельности. В таблице 1 представлены способности и кач е- ства, избранные достаточным от общей выборки (n=270) количеством о п- рошенных в объеме от 40% от общего контингента до 100%, что связано со стилевыми особенностями осуществления деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=