ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ
295 и техническом отношении учащийся играет в футбол на уроке. Формула его полимотивации при этой деятельности, возможно, будет следующая: П3 Р2 В0 Д0. Это означает, что учащемуся процесс игры доставляет суще- ственное удовольствие, результат игры его заметно интересует, к возна- граждению (отметке) за игру он равнодушен, и его не мотивируют непри- ятные последствия невыполнения данного учебного задания. Другую фор- мулу можно предложить для ответственного и хорошо успевающего по предметам учащегося, но слабого в физическом плане, который, например, сдает на уроке тест на выносливость (бег 1000 метров на время): П–3 Р0 В2 Д2. Это может означать, что сам процесс вызывает у него явное отрицание и негативные эмоции, к спортивному результату он индифферентен, возна- граждение за деятельность (в виде отметки) для него существенно, так же как и наказание за неисполнение этой деятельности (не зачет). В первом варианте возможности для усиления мотивации (хотя она и так достаточная, поскольку интересен сам процесс игры в футбол) име- ются со стороны усиления значимости вознаграждения и депривации стра- ха наказания. Если с позиции гуманистической педагогики к наказанию лишний раз лучше не прибегать, то возможен вариант усиления значимо- сти вознаграждения: сменить акцент с отметки за деятельность, на похва- лу, приведение учащегося в качестве примера для других в данной дея- тельности и т. п. Во втором случае, по понятным причинам, ситуация с повышением и управлением мотивации двигательной деятельности значительно слож- нее. Однако, и здесь возможны варианты: довести до учащихся, что ре- зультат деятельности (бег на 1000 метров) будет поставлен в зависимость от степени прироста показателей в данном упражнении за определенный период; можно процесс сдачи двигательного теста совместить, например, с игровой ситуацией (эстафета, командный зачет и пр.). В любом случае преподавателю необходимо искать те мотивационные основания, которые снижают внутреннюю конфликтную ситуацию. В заключение отметим, что физические качества и двигательные уме- ния, свободное владение своим телом представляют одну из наиболее пре- стижных областей в подростково-молодежной среде, влияя на восприятие и социальный статус учащихся. Это необходимо учитывать, имея целью повышение мотивации учащихся к двигательной деятельности. Другое де- ло, что в педагогической практике многие преподаватели, не желая пре- одолевать свою «педагогичность», часто не задумываются об индивидуа- лизации у учащихся мотивационных особенностей физкультурной дея- тельности [6]. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным слож- ностям, безынициативности обучаемых на физкультурных занятиях, по- требительскому отношению к урокам физической культуры, в целом сни- жает результативность многих физкультурно-оздоровительных программ и тормозит внедрение здоровьесберегающих инноваций в образовательной практике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=