ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

294 сах» [5, с. 62]. Из-за этого обстоятельства решение удовлетворить неко- торую потребность означает автоматический отказ от удовлетворения ряда других. Следует подчеркнуть, что мотивационное значение затрат, которых требует удовлетворение потребности, представляет собой не теоретиче- ский конструкт, а реальный психический феномен, активно участвующий как в процессах принятия решений, так и в последующей деятельности. Даже ненужная цель может получить побудительное значение при осозна- нии, что она достается практически даром, а радость от нужного приобре- тения может серьезно омрачаться мыслью о том, во что это обошлось [2]. Видимо поэтому, обладая всеми сведениями, знаниями по здоровому обра- зу жизни, осознавая пользу физической культуры, лишь немногие могут решиться на полноценную повседневную здоровьесберегающую двига- тельную деятельность, усматривая за этим большие и неоправданные за- траты (времени, сил и др.). Если к этому добавить вероятностный характер здоровья и болезни, а также зачастую отсутствие у молодого человека на- копленного опыта болезней, то в качестве самоцели физкультурная дея- тельность для сохранения здоровья, само физическое здоровье и здоровь- есбережение в целом становятся еще менее мотивационно значимыми. В связи с этим, распространенность и специфичность взаимодействия мотивационных побуждений по линии фактора цены деятельности позво- ляет рассматривать его в качестве особой формы полимотивации. В отно- шении деятельности человека это означает, что она «…в общем случае яв- ляется не только поливалентным, но и амбивалентным процессом, соче- тающим полезные и вредные аспекты, качества блага и цены за него» [5, с. 66]. Одно из последствий данного представления состоит в различении в деятельности мотивов-побудителей и мотивов-тормозов. Достаточно полная схема соотношения различных мотивов в побуж- дении сложных видов деятельности была предложена Б. И. Додоновым [3]. Согласно этой схеме, деятельность побуждается следующим составом «предельных» мотивов: 1) удовольствие от самого процесса деятельнос- ти – П, 2) прямой результат деятельности – Р, 3) вознаграждение за дея- тельность – В, 4) депривация страха наказания; избежание санкции, грозя- щей в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее испол- нения − Д. Каждый из этих мотивов, представляющих, по существу, раз- личные формы мотивации, может вносить разный удельный вклад в сум- марную мотивацию деятельности, причем как позитивный, так и негатив- ный. Обозначив количественную меру такого вклада при помощи услов- ных цифровых индексов, можно получить формализованное выражение мотивационной структуры конкретной деятельности. Можно рассмотреть подобную схему полимотивации при четырех- балльной оценке: 0 – индифферентное отношение, ±3 – максимальное удо- вольствие (неудовольствие). Например, не ориентированный на хорошую академическую успеваемость, но хорошо подготовленный в двигательном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=