ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ
293 ние. В этом случае он должен выбрать одно из альтернативных благ или зол. Поэтому, на занятиях по физической культуре надо стремиться, чтобы учащиеся выбирали вид деятельности, задания из нескольких нравящихся, а не из неприятных им видов. Следовательно, для организации такого вы- бора необходимо знать, выяснять предпочтения, ценностные ориентации учащихся как в физкультурно-спортивной деятельности, так и в оздорови- тельной сфере в целом. Таким образом, изучение внутренней картины здо- ровья и болезни учащихся является задачей, выходящей на мотивационные основы здоровьесбережения. Важно подчеркнуть, что полимотивированным в этих случаях являет- ся не только акт выбора, но и последующее поведение, цель которого кро- ме собственного мотивационного значения приобретает дополнительное значение от отвергнутой альтернативы. Особенно отчетливо это видно в случае конфликта «избегание-избегание», в котором выбранное меньшее зло имеет значение избавления от большего зла [2]. Например, учащиеся понимают, что быть слабым, больным, физически неразвитым и прочее это плохо («зло»), но и постоянно физически «работать над собой», лишаясь при этом многих субкультурных молодежных удовольствий, тоже плохо, «зло». В этом смысле педагог обязан показать учащемуся, а может быть и доказать, какое «зло» меньшее, какое большее. Выделяется четвертый тип конфликтной ситуации («двойного при- ближения-отрицания») [11], в которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, то есть одновременно и позитивными и негативными, целями, например, приобретать ли хороший товар, но дорогой, или плохой, но дешевый. Данный тип конфликтной ситуации, очевидно, является более сложным и сочетает в себе особенности трех предыдущих типов. Иными словами, осуществляется выбор между хорошим − «приятно заниматься», так как становишься сильнее, здоровее, при-влекательнее, но при этом не- обходима регулярность, режимность занятий, а значит, чем-то надо по- жертвовать (карьерой, работой, общением, комфортным досугом и т.п.). Либо не заниматься физической культурой − это плохо (ухудшение само- чувствия, здоровья, внешних социально привлекательных качеств и т.п.), но при этом нет обязательности, больше свободы, свободного времени для других приятных дел. Поэтому, если человек даже желает заниматься фи- зической культурой и получает от этого удовольствие, ему трудно сделать такой однозначный выбор в полном объеме на перспективу жизнедеятель- ности. В этом на наш взгляд, суть конфликтной ситуации «двойного при- ближения-отрицания» в приложении мотивации физкультурно-оздорови- тельной деятельности. Таким образом, потребности человека находятся в конкурирующем отношении не только в буквально конфликтных ситуациях, при одновре- менной актуализации противоречащих побуждений, но также из-за того, что «…объем большинства ресурсов, которым располагает человек для деятельности, меньше, чем суммарный объем потребностей в этих ресур-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=