ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ
292 Так, одновременное восприятие человеком некоторой цели как привлека- тельной и труднодоступной может быть итогом разочарований, при преж- них попытках ее достижения. Поэтому особенно важно, чтобы дети с са- мого начала имели положительный опыт в физкультурной деятельности, нельзя их ругать, высмеивать, оскорблять, наказывать за неумение выпол- нить что-то. Напротив, необходимо создавать всем известную «ситуацию успеха» в двигательной деятельности постоянно на каждом занятии. Такие ситуации должны быть всегда привлекательными и в меру доступными. С другой стороны, в ситуации актуализируются уже поливалентные, комплексные мотивационные отношения, поэтому случай ситуативного взаимодействия побуждений по существу означает не изначальное уста- новление, а дальнейшее развитие полимотивации. Ввиду взаимосвязанно- сти онтогенетической и ситуативной суммации и сочетания побуждений классификационные схемы, выделяющие виды и формы полимотивации, могут касаться обоих процессов. Концепция опоры на «витагеннный опыт» учащегося здесь применима сполна [1, с. 315]. Иными словами, ва- жен и предыдущий положительный, успешный опыт в двигательной дея- тельности, и подкрепляющие здоровьесохранное поведение актуальные ситуативные факторы. Именно поэтому, важно, чтобы у взрослого челове- ка, при ухудшении здоровья, связанного с гиподинамией (а такое происхо- дит практически со многими), имелся детско-юношеский положительный опыт физкультурной деятельности рекреативной направленности. Если та- кого опыта нет, или он отрицателен, то вероятность того, что взрослый че- ловек обратит внимание на двигательную культуру, начнет активно зани- маться, существенно снижается, а общая направленность полимотивации здоровьесбережения будет ориентирована, скорее всего, на альтернатив- ные способы поддержания здоровья (медикализация и пр.). Одна из классификационных схем, различающая виды полимотивации при конкурирующих мотивах, следует из классификации конфликтных си- туаций К. Левина [10]. В ней выделяются три типа одновременного дейст- вия противоположных побуждений. В ситуации типа «приближение- избегание», когда, например, человек решает вопрос, обращаться ли за по- мощью к неприятному для него лицу, одна и та же цель обладает для субъ- екта и позитивной, и негативной ценностью, т. е. – имеет амбивалентное мотивационное значение. Поэтому начинать физкультурную деятельность сложно ввиду амбивалентности мотиваций. Мотивации: необходимость и возможность оздоровления, улучшения самочувствия, повышения двига- тельных показателей и внешней привлекательности и т. п. – положитель- ные, а мотивации: преодолеть лень, заставить себя выполнить двигатель- ный режим, в чем-то себе отказывать, изменить привычный стиль жизни, общения и т. п. – имеют отрицательный смысл. В двух других случаях человек оказывается перед выбором между не- сколькими целями, имеющими позитивное (ситуация «приближение- приближение») или негативное (ситуация «избегание-избегание») значе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=