ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

291 «ожидаемой ценности», уровня притязаний, мотивации достижений и др. [8]. Мотивационное взаимодействие, лежащее в основе подобных вы- боров, зафиксировано, например, в таком термине, как «результирующая валентность», отражающем тот факт, что итоговое побуждение к цели яв- ляется суммарным, возникающим на основе ее мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. По нашему мнению, роль преподавателя физической культуры, мотивирующего учащихся к здоровьесбережению средствами двигательной деятельности, по боль- шому счету, сводится к тому, что он за счет качественного многообразия видов, способов движений, должен для каждого учащегося находить (под- сказывать) индивидуальные варианты оздоровления, личностного роста в физкультурно-оздоровительной сфере. Рассмотрим виды полимотивации, поскольку взаимодействие и соче- тание различных побудительных сил в определении поведения не проис- ходит однообразно, оно распадается на ряд характерных видов и форм [2]. В причинах полимотивированности активности выделяются как минимум два различных случая. Первый предполагает онтогенетическую фокусировку потребностей, а также непосредственно развивающихся на их основе мотивационных от- ношений в новые мотивационные образования, приобретающие в резуль- тате фиксированное полимотивационное, или поливалентное значение. «Большинство инструментальных ценностей поливалентны» [5, с. 46–47]. Например, одежда и согревает, и служит для хранения предметов, и укра- шает и др. Здоровье является благом для человека и само по себе, и как средство для достижения других целей, видов деятельности. На комплекс- ной потребностной основе у человека формируются практически все опо- средствованные мотивационные отношения, поэтому, онтогенетически они являются поливалентными, а побуждаемая ими деятельность − полимоти- вированной. Следовательно, физкультурно-оздоровительная деятельность также онтогенетически полимотивирована, поэтому, искать один мотив этой деятельности бессмысленно и бесперспективно. Во втором случае речь идет о складывающейся в конкретной ситуации полимотивации, создаваемой тем, что человек одновременно испытывает ряд взаимосодействующих или противоречивых побуждений и поэтому вынужден их согласовывать, задерживать, находить компромисс и т. д. Данный случай полимотивации отличает то обстоятельство, что поведение является следствием реального взаимодействия побуждений и активного участия в этом процессе субъекта, сопоставляющего, взвешивающего воз- можности и варианты поведения и принимающего решения. Таким образом, полимотивированность поведения может иметь онто- генетический и (или) ситуативный характер. Оба случая полимотивации, безусловно, взаимосвязаны [2]. С одной стороны, сложившееся в онтогене- зе поливалентное мотивационное отношение является следствием ситуа- тивного взаимодействия, сложения и фиксации побуждений в прошлом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=