ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ
289 (специальность 033100 «Физическая культура») / З. В. Гребенщикова.– Ту- ла: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. 5. Викулов, А. Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / Викулов, А. Д.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 6. Яблонская, С. В. Физкультура и плавание в детском саду / С. В. Яб- лонская, С. А. Циклис.– М.: Сфера, 2008. АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОЛИМОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О. Ю. Малоземов, кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» (Екатеринбург, Россия) Постоянный жизненный фон у человека обусловлен одновременным проявлением и действием мотивационных факторов различного происхо- ждения. Поэтому актуальной является не сама по себе констатация поли- мотивированности человеческой деятельности, а проблема ее форм и ме- ханизмов. Наиболее постоянная форма адаптации в мотивационной сфере заключается в формировании системы, предназначенной для достижения той или иной цели или получения определенного промежуточного резуль- тата. Исходя из этого, понятно, что особой чертой адаптации мотивов яв- ляется то, что она никогда не находится в стадии стабильности, и все вре- мя претерпевает внутренние динамические изменения [4]. Поведение побуждают не ситуативные факторы, а мотивационные процессы. Если в экспериментах фиксируется изменение поведения в оп- ределенных ситуациях, то это означает, что в них актуализируются допол- нительные мотивационные отношения, которые, взаимодействуя с изучае- мым мотивом, вносят коррекции в поведение [2]. То есть, одни и те же си- туативные факторы могут вызывать различные мотивационные комплексы и, следовательно, различное поведение, деятельность. Максимально диф- ференцируя, можно допустить, что у одних учащихся это будут поведенче- ские девиации, у других − стремление к физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтому в одних случаях двигательная деятельность на за- нятиях по физической культуре вызывает положительные эмоции и спо- собствует здоровьесберегающей деятельности, а для других – отрицатель- ные эмоции и отторгается на уровне деятельности. Способность ситуации активизировать мотивацию не представляет собой ничего необычного. Ряд потребностей по своей сути являются экзо- генными, по терминологии Г. А. Меррея [12] – реактивными, предпола- гающими актуализацию именно внешними факторами. К экзогенным, на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=