ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

228 Выразительность – это «переживание индивида усилий своего тела», «себя самого», «своей личности». Оно манифестирует отношение человека к тому, что он делает в широком плане. Не в плане правильности техники исполнения, а в плане индивидуального и личностного значения этого движения (действия) в какой-либо ситуации. Высшая форма выразительности диалектически связана со знаково- символической деятельностью человека и представляет собой единую по своему генезису и структуре с высшими психическими функциями форму психического отражения действительности. Генезис выразительности индивида – это сложный, часто драматиче- ский процесс, в ходе которого ее инстинктивно заданные формы преобра- зуются в собственно человеческие. Происходит это в результате деятель- ностного присвоения человеком исторически установленных, стилизован- ных, кодифицированных социальными обычаями форм выражения чувств. Воспитание выразительности движений возможно при содействии ин- дивиду в восхождении по сложной многоярусной системе форм вырази- тельности вплоть до ее высших проявлений, увязывая это восхождение с развитием знаково-символической деятельности человека. Основными правилами воспитания выразительности движений чело- века средствами физического воспитания, на наш взгляд, являются: – использование разнообразных физических упражнений, танцеваль- ных движений, подвижных игр и т.п., отличительной особенностью кото- рых является его ярко выраженная эмоциональная составляющая; – игровое моделирование двигательного поведения (создание вообра- жаемой ситуации «как будто»), в ходе которого создаются условия для пе- рехода инстинктивных к культурно-детерминированным формам вырази- тельности; – содействие воспитаннику в осознании эмоционального компонента двигательного действия в процессе обучения за счет его вербализации и символизации (выполнение двигательного задания по словесной инст- рукции) и смены позиции видения действия (например, смены ролевой по- зиции при обучении танцевальным движениям); – активное творение идеальной формы выразительного движения за счет предоставления воспитаннику инициативы в выявлении способа вы- ражения своих чувств, или переживаний персонажа (например, имитаци- онные движения, сюжетные подвижные игры). Литература 1. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев.– М.: Наука, 1991. 2. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 3. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дар- вин.– СПб.: Питер, 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=