ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

227 текста нашего поведения, приобретают для них определенное значение. Причем, значение, которое оно приобретает для окружающих, придает им новое значение и для нас самих. Выражение и воздействие взаимосвязаны и взаимообусловлены. <…> Природная основа непроизвольных рефлек- торных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, разви- вается и превращается <…> в исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений...» [8, с. 570]. Из этого следует, что выразительность человека имеет двойное значе- ние. Во-первых, она направлена во внешний мир, на других субъектов дей- ствия. Благодаря выразительности индивид манифестирует свое отноше- ние к происходящему, осуществляет функцию общения, обогащает чело- веческие эмоции. Другое значение выразительности движений человека заключается в подчеркивании характера ориентировки и поля действия. Человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми [2]. Заключение. Мы часто встречаемся с проявлениями выразительности человека, но еще плохо представляем их психологическую сущность. Но это не мешает нам интуитивно ее воспитывать путем проб и ошибок, опираясь на свой педагогический опыт и полагаясь на случай. При этом, до конца не понимая как это происходит. Только изучение законы перехода от отвлеченных знаков к их чувст- венному выражению позволит нам овладеть основными правилами выра- зительности, научиться управлять ими, наметить ясные пути воспитания у человека способности владеть своими чувствами и переживаниями, ре- презентировать их посредством телесности. Но уже сейчас, обобщая пред- ставления, сложившиеся в отечественной и зарубежной психофизиологии, возьмем на себя смелость охарактеризовать выразительность человека и основные правила ее воспитания. Выразительность представляется нам как некое единство психофизиоло- гической системы, которое включает множество одновременно сосущест- вующих и саморегулирующих функциональных систем довербального и вер- бального уровней, отражающее значение внешних и внутренних стимулов для человека, проявляющихся в виде мышечных движений. Степень вырази- тельности определяется актуализацией той или иной деятельности человека (шире поведения) и значимости в нем личностного смысла в виде пережива- ний, эмоций, желаний, тревоги и т. п., в пределе в виде эмоционального об- раза. Она обусловлена присутствием в психическом образе живого движения индивида, прежде всего его эмоциональной и чувственной составляющей. Выразительно любое движение человека, поскольку всегда, по мень- шей мере, сообщает о наличии или отсутствии переживания (двигательная реакция), об отношении человека к происходящему (двигательное поведе- ние). В высших своих формах выразительное движение отражает процесс постижения человеком личностного смысла, как субъекта деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=