ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

226 штейн. Сразу хочу оговориться о тщетности поиска в трудах Сеченова ра- бот, посвященных непосредственно выразительным движениям. Однако, обосновывая рефлекторную природу психических явлений, он задал есте- ственнонаучный вектор понимания душевных явлений, включая эмоцио- нальные проявления человека. В своем труде «Рефлексы головного мозга» он отмечает, что «…все без исключения качества внешних проявлений моз- говой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: оду- шевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц <…>. Да и может ли быть в самом деле иначе, если мы знаем, что ру- кою музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки, полные жиз- ни и страсти, а под рукою скульптора оживает камень…» [9, с. 144]. По Сеченову, выразительные движения следует понимать как широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь ор- ганизм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, которые про- являются в мимике, пантомимике, непроизвольных и произвольных дви- жениях, «вокальной мимике». Рассматривая выразительное движение с позиций психофизического единства, С. Л. Рубинштейн считал его компонентом эмоций, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне, создавая образ действующего лица. Выразительное движение (действие) не только проявляет уже сфор- мированное переживание, но и само формирует его. За этим стоит фунда- ментальная для понимания психологической сущности идея о том, что вы- разительное движение (шире выразительность) и переживание взаимопро- никают друг в друга, образуя некое единство. Из этого единства С. Л. Ру- бинштейн выводит кардинальный по своей важности тезис об уникально- сти выразительных движений, которая состоит в том, что в них нельзя вы- делить природное и социальное начало. С одной стороны, выразительные движения (действия) как и чувства, являются пережитками или рудимен- тами прежде инстинктивных движений. С другой стороны, выразительные движения постепенно, в результате культурно-исторического развития приобрели функцию общения, они стали своего рода языком нашей телес- ности, исполненной экспрессии, но лишенной внешней словесной формы, своеобразной системой обмена мимикой, пантомимикой, жестами, несу- щей определенную информацию о человеке. Эта система выразительности семиотична. «Иногда едва уловимая улыбка, на мгновение осветившая ли- цо человека, может стать событием, способным определить всю личную жизнь другого человека, чуть заметно сдвинутые брови могут оказаться более эффективным средством для предотвращения какого-либо чреватого последствиями поступка, чем иные пространные рассуждения и сопряжен- ные с большой затратой сил меры воздействия» [8, с. 570]. Понять семан- тику выразительности нашей телесности возможно только исходя из того воздействия, которое она оказывает на других людей. «Наши выразитель- ные движения, воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=