ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

225 в отдельных странах, группах людей, семьях как простая условность. Сюда же относится и пальцевая мимика [1]. В контексте рассматриваемой нами проблемы интересным представ- ляется ключевое положение «оргонной терапии» В. Райха об эмоции как «движении, направленном вовне». Основным понятием разработанной им оригинальной методики оздоровления является «оргон» – энергия излу- чаемая солнцем. Она насыщает биологической энергией всю атмосферу Земли. Наличие ее в организме – залог физического и психического здоро- вья человека. Исходный момент рассуждений В. Райха заключается в том, что функционирование живого не вписывается ни в какие вербальные идеи и понятия, поскольку животный организм возникает и функционирует го- раздо раньше формирования речи. Вербальный язык является биологиче- ской формой выражения, более поздней высшей стадии развития человека. Поэтому термин «выражение» в большей степени соотносится с реалиями более раннего уровня существования живого – уровня органических ощу- щений, проявляющегося в движениях, в «выразительных движениях». Из этого следует, что эмоции – это проявления организма, которые возни- кают прежде и за пределами речи и имеют свои специфические формы вы- ражения, которые невозможно облечь в слова. Более того, эмоции имеют свой выразительный язык [7]. Например, «музыка невыразима слова- ми <….> это экспрессия движения, вызывающая у слушателя ощущение жизни в движении <…> художник говорит с нами в форме бессловесных выразительных движений из глубин источника жизни; но то, что он выра- жает в музыке или на холсте, он может облечь в слова не больше, чем мы сами. Более того, художник возражает против попыток перевести вырази- тельный язык искусства в слова; он больше обеспокоен чистотой собст- венного экспрессивного языка» [7]. Тезис о «довербальной» природе выразительности В. Райх подтвер- ждает следующим примером. Попробуйте любую стихотворную фразу пе- ревести в прозу. Вы сразу почувствуете снижение уровня эмоционального воздействия тех же самых слов, связанных между собой только смыслом. А что изменилось? Всего лишь отсутствует ритм и рифма. Но ритм – это характеристика отражающая протяженность, движение. Да и в основе рифмы лежит повторяющееся сочетание звуков в конце строки. А повто- рение так же связано с протяженностью во времени [7]. Таким образом, выразительность человека в оргонной терапии, представ- ленная неким психофизиологическим единством «эмоции» и движения, пред- ставляется нам продуктивной в плане понимания ее психологической сущно- сти. Эмоция и движение – это некое органическое единство, сущность которо- го невозможно передать в словах, поскольку последние появились значитель- но позже, чем эмоции и движения животного организма. Это единство пости- гается естественным и единственным образом нашей телесностью. Значительный вклад в изучение физиологической и психологической сущности выразительности человека внесли И. М. Сеченов и С. Л. Рубин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=