ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

224 ния посредством воздействия на внешние двигательные и органические проявления человека. Исходным моментом такого подхода выступает ло- гически выстроенная цепочка размышлений У. Джеймса: «Всякий знает, как в гневе мы доводим себя до высшей точки возбуждения, воспроизводя несколько раз подряд внешние проявления этой эмоции. Подавите в себе внешнее проявление страсти, и она замрет в вас» [4, с. 281]. Против такого понимания психофизиологической сущности вырази- тельности человека выступил В. М. Бехтерев. Исходя из рефлекторной тео- рии И. М. Сеченова, он настаивал на первичности изменений нервно- психического тона и вторичности изменений со стороны внутренних орга- нов. Ссылаясь на исследования своего сотрудника Срезневского, он отме- чал, что изменения со стороны нервно-психической деятельности при ис- пуге обнаруживаются ранее, нежели могут быть кон-статированы измене- ния со стороны сосудов тела. Из этого следует, что сосуды головного мозга не только относятся не пассивно к переменам общего сосудистого давле- ния, но обнаруживают и активные изменения, независимые от общего со- стояния сосудистого ложа. Значит, «…в основе общего нервно-психиче- ского тона лежат как изменения со стороны внутренних органов, главным образом со стороны сердца и сосудов, влияющие на кровообращение и пи- тание мозга, так и изменения сосудов и питания самих центров, причем мы должны здесь иметь в виду не одни только сосудистые изменения в мозго- вых центрах, но и всю сложность отношений, связанных с питанием цен- тров и большим или меньшим обременением их продуктами регрессивного метаморфоза…» [1, с. 270–271]. Из этого В. М. Бехтерев выводит карди- нальное положение о психофизиологической природе выразительных жес- тов и движений человека. По его мнению, они являются результатом соче- тательной деятельности нервных центров, а по сути – подражательные движения. Особенность их заключается в том, что они подчиняются не од- ним только биологическим условиям, но социальным отношениям и влия- ниям, которые различны у разных народов, разделенных естественными географическими условиями, традициями и т. п. [1]. Все выразительные движения В. М. Бехтерев условно разделил на пять групп. Первая группа представляет собой, собственно, повторение движений, заимствованных из актов обороны, нападения и сосредоточе- ния, обусловленных более непосредственными раздражениями. Ко второй группе он отнес голосовые выразительные звуки в виде восклицаний «ах», «ох», «увы» при неожиданности и испуге. Они соответствуют звукам при неожиданном стуке и резких «болевых» раздражениях. Третью группу со- ставляют сопутствующие выразительные движения, например, движения челюстей при разрезывании ножницами бумаги, мерном движении губ у гребцов и т. п. Четвертая группа – это символические движения – знаки. Они сочетаются с внешними раздражителями посредством промежуточ- ных следов, например, движения рук дирижера хором и т. п. Пятую группу составляет особый вид символических движений и жестов, встречающихся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=