ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

221 можностей, что проявляется в совершенствовании таких специализирован- ных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство со- перника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т. д. (В. П. Озеров, 1983, 2002; Е. П. Ильин, 2003). Однако есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определен- ных технических навыков и тактических умений, концентрированное раз- витие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в спе- цифической двигательной деятельности. Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности (А. Г. Карпе- ев, 1990; В. И. Лях, 2000, 2002, В. Н. Остроумов 2004). Многие исследователи (В. М. Панов, 1996; Н. Г. Сучилин, 1974 и др.) считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способ- ности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализиро- ванных двигательных действий высокой координационной сложности в са- мых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных). В современной теории спортивной тренировки методика развития ко- ординационных способностей остается наименее разработанной. Отсутст- вует четкое понимание природы координационных способностей, разноре- чивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных спо- собностей, не выявлены особенности технологий развития данного физи- ческого качества применительно к борьбе. Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития коорди- национных способностей у юных борцов обуславливают актуальность данной проблемы и требуют дальнейших научных исследований. Проблема состоит в создании современных педагогических техноло- гий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование коор- динационных способностей и психических функций у борцов на этапе на- чальной спортивной подготовки. Обучение на этапе начальной подготовки должно, на наш взгляд, на- чинаться, в первую очередь, с развития координационных способностей. В процессе этого можно заниматься общеразвивающей подготовкой и це- ленаправленно развивать физические качества борца. В связи с анатомиче- ским ростом детей в процессе обучения, им приходится изменять структу- ру приемов, т.е. все время учиться технике приемов, вплоть до 17–18 лет (если не больше).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=