ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

181 Кондиции юных спортсменов изучались по показателям, характери- зующим уровень физического развития и подготовленности, функцио- нального состояния нервно-мышечного аппарата, некоторых психических процессов и психомоторики, способности управления двигательной дея- тельностью (проявления ловкости). Данные измерений юных спортсменов сравнивались с показателями школьников, не занимающихся спортом. Все показатели объединены в комплексную структуру, отражающую психомо- торную подготовленность (ПМП) детей, под которой понимается совокуп- ность психических двигательных свойств, определяющих успешность дви- гательных действий в различных условиях. Полученные данные позволяют сделать общий вывод о том, что сис- тематические многолетние занятия боксом, баскетболом, спортивной гим- настикой и плаванием оказывает влияние на уровень развития почти всех составляющих (ПМП) и не оказывает принципиального влияния на целост- ную структуру. Данные дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что боль- шинство показателей психомоторики мало изменяются под влиянием спортивной тренировки. Занятия классической борьбой, каратэ и баскетбо- лом оказывают заметное влияние на эффективность выполнения тестовых заданий, связанных с локомоторными действиями в вероятностных и не- ожиданных ситуациях, кинестетической чувствительностью, оперативным мышлением и распределением внимания. Определенный тренирующий эффект дают занятия спортивной гимнастикой в отношении локомоторных действий по заранее обусловленной программе. Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что мно- голетние занятия различными видами спорта (повышенная двигательная активность) оказывает влияние на ход перестройки структуры (ПМП). Систематические психомоторные нагрузки достаточного объема и интен- сивности ускоряют возрастную дифференциацию структуры изучаемых способностей, уменьшая степень взаимозависимости между различными проявлениями психических и физических возможностей. При этом процесс перестройки структуры двигательных способностей протекает различно в зависимости от характера систематических педагогических воздействий (вид спорта). Нельзя исключить возможность того, что полученные дан- ные, связаны не только с большой психомоторной нагрузкой, но и в опре- деленной мере с отбором в спорт более «взрослых» по биологическому возрасту детей. Выявленные возрастные особенности структуры (ПМП) позволяют наметить новые подходы к дальнейшему совершенствованию моделирова- ния двигательной деятельности юных спортсменов. Представляется воз- можным отобрать основные (ключевые) показатели проявления способно- стей и на их основе разработать модели уровней (ПМП) для разного воз- раста и видов спорта. При моделировании склонностей (генетических за- датков) к тому или иному виду спорта в принципе важно иметь возмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=