ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

152 складывается профессиональный тип педагога. Такой педагог, работая в обстановке внешнего (парадоксальные и чрезмерные, неисполнимые тре- бования и предписания) и внутреннего (униженный социально-психоло- гический статус, стереотипизированная и выхолощенная деятельность) стресса, быстро приходит к состояниям выгорания и деформациям, разру- шается как личность и приобретает специфическую профессиональную психопатологию (педиогению): ученики не менее, чем учитель, дети не ме- нее, чем взрослый, способы нанести травмы. Более того, создавая вок- руг себя, в свою очередь, стрессовую атмосферу, он развивает педиогении и в своих учениках, которые транслируют ее дальше: также, как это проис- ходит в семьях учащихся. Таким образом, существует психологическое вы- горание и невротизация, выгорание самого учителя. Это выражается в не- удовлетворенности профессией; ощущении себя заложником обстоятельств; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни. Этот синдром раз- вивается в процессе чрезмерно интенсивной работы, связанной с расходо- ванием огромной энергии, при котором педагог должен быть образцом, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Таблица 1 «Школьные болезни»: виды, проявления, группы факторов Школьные болезни Дидактогении Матетогении Психиче- ские на- рушения Дидактоген- ный невроз Психосо- матические Выгорание и пере- утомление Матетоген- ный невроз Деформации личности Факторы нарушений Травмирующее общение Сложная деятельность Неумение учиться и учебная нагрузка Трудности педагогического общения Повто- ряющиеся травмы отноше- ний Авторитар- ное обуче- ние, культу- ра школы Семейные болезни, патологи- зация Большие нагрузки Дети из с отклонения- ми здоровья Нравственные коллизии Все этого говорит о том, что для профилактики и коррекции «школь- ных неврозов» необходимы развернутые, комплексные меры и прог- раммы: ранняя диагностика развития личности, учет возрастных и индиви- дуальных особенностей и возможностей и, наконец, постоянная работа с учителями и родителями в системе психологической и социальной служб школы. Литература 1. Андреева, М. Н. Учитель, не навреди! / М. Н. Андреева // Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября».– 2005.– № 7.– С. 26–27. 2. Глассер, У. Школы без неудачников / У. Глассер.– М.: Прогресс, 1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=