ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

151 Что касается учебного заведения, то психотравмирующей является часто и сама система обучения. Дидактогенный невроз — это невротиче- ское расстройство, основной причиной которого являются нарушения зна- чимых для ребенка отношений в системе (ученик — учитель), а одним из основных патогенных факторов является неправильное поведение педагога и/или учащегося (обучающегося). Конфликты в педагогической деятельно- сти, которые надолго нарушают систему взаимоотношений между учите- лем и учениками, вызывают у учителя и учеников состояние глубокого стресса, неудовлетворенность своей работой. По данным И. Божанова, во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развити- ем невроза есть три аспекта: невротизирующее влияние учебно- образовательного процесса на обучающегося, невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя и невротизирующее действие возни- кающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик- учитель [5; 7]. Неврозогенное взаимодействие учителя на ученика обозна- чается как дидактогения, ученика на учителя – как матетогения. Дидакто- гения и матетогения – две стороны целого. Дидактогения, например в фор- ме «диппольдизма», связана с тем, что учитель наносит психическую травму ученику, после чего у последнего возникают неблагоприятные из- менения психического здоровья. Она изучено больше и является основным моментом в рассмотрении проблем здоровья учащихся в школах и вузах. Дидактогенные неврозы вызывают нарушения различных подструктур личности школьника и оказывают негативное влияние на развитие лично- сти в целом. Особенно важно то, что дидактогенный невроз разрушает, прежде всего, саму учебную деятельность школьника. Так, в частности: происходит деформация мотивационной сферы учащегося: познаватель- ные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности; изменяются интересы учащихся, происходит переоценка ценностей, меня- ется самооценка и т. д. [2; 4]. В тех случаях, когда человек не может эф- фективно адаптироваться к жизненным обстоятельствам, на помощь при- ходят психологические механизмы защиты. Профессия педагога, педагогическая деятельность – одна из самых сложных и важных. Многие исследователи считают учительскую профес- сию одной из самых стрессогенных. «Матетогения» – психическая травма, нанесенная учителю учеником, вследствие которой учитель начинает уче- ников бояться. Она является разновидностью педиогении: травмы воспи- тателя (педагога, родителей) воспитуемому. Система подготовки педаго- гических кадров нивелирует, обезличивает обучающихся, студентов, стан- дартизирует мышление и гасит творческую инициативу вместе с нравст- венными принципами, что негативно сказывается на дальнейшей профес- сиональной деятельности педагога. Необходимость функционировать в па- радоксальной образовательной системе, ставящей перед собой задачу реа- лизовать практически недостижимые при нравственно некорректных сред- ствах в неблагоприятных социальных и экономических условиях, цели,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=