ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

150 ся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя) – выражается в повышенном нервно-психическом напряже- нии, тревожности и депрессивно-подавленном настроении и т. п. Он отри- цательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В его основе лежит психологическая травма, полученная учеником по пря- мой или косвенной, в результате сознательного или неосознаваемого, обоснованного или лишенного оснований, стремления наказать ребенка, вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогений и неврозов у детей: все они связаны с тем, что психологическая (и, воз- можно, физическая и духовная) травма наносится ребенку человеком, чья функция – социализация, трансляция норм социальной жизни, а также по- мощь учащемуся в самореализации, осуществлении самого себя. Вместо помощи педагог «перекрывает» развитие ученика, что, естественным обра- зом, ведет к реакциям задержки развития, инволюции, десоциализации и отказу от развития. К. И. Платонов [9, с. 256] писал, что: « “Дидактогения” проявляется в школьной педагогике чаще, чем можно предполагать, так как в деле об- разования и воспитания приходится иметь дело с внушаемостью, особенно присущей детскому и юношескому возрасту». Поэтому специалисты отме- чают, что дети с дидактогениями обладают специфическими социофобиями, например, болезненной застенчивостью: с навязчивыми страхами несостоя- тельности, бурной эмоционально-вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент, которые провоцируются поведением учителя. В подростковом возрасте в результате дидактогении нередки дисморфофобии (навязчивый страх наличия уродства, какого-то мнимого физического де- фекта). Некорректные и подчас откровенно оскорбительные высказывания педагога приводят к развитию родственной дисмофофобии нервной анорек- сии. Особенно это типично для тревожно-мнительных, зависимых учащих- ся, которые могут страдать от несправедливого, неуважительного, предвзя- того отношения педагога уже в силу особенностей своей психики, напри- мер, акцентуаций характера. Дидактогения, как психическая травма, вы- званная педагогом, опасна тем, что у «пострадавших» учеников развивают- ся: деформации самооценки и самопонимания, трудности в контактах со сверстниками и взрослыми, конфликтность в общении и потеря интереса к учебе, внушаемость и подчиняемость (развитие конформности и зависи- мости), догматичность и задержка мышления (не развивается творческое мышление), агрессивность и аутоагрессивность (возможны: девиантное по- ведение и суицидальные попытки). В результате негативного воздействия педагога на ученика, последний, по выражению Г. В. Грибановой, практи- чески «искусственно инвалидизируется», у него подавляются потребность в самореализации, потребность в общении и познании, в отношениях и т. д. Ребенок в этом случае либо уходит в себя, либо в болезнь, а позднее– мо- жет попасть под влияние преступных групп, демонстрирующих обществу насилие и экстремизм как «плату» за невнимание и жестокость [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=