ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

149 но и работать над их устранением. Однако достигать этого лучше «обход- ными путями», на основе развития его сильных сторон, «компенсации» и поддержки ученика, коллеги, их чувств самоуважения. В случае же вы- раженных нарушений, таких как школьный невроз, речь идет о патологи- ческой форме компенсации чувства внутренней недостаточности или не- реализованного чувства превосходства, попытках отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций, невозможности самореализа- ции. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Психологические нарушения, связанные с проявлениями агрессии к уче- нику со стороны учителя, а также ученика у учителю, насилия по отноше- нию друг к другу, рассматриваются как психотравмирующее событие, на- рушающее баланс между внутренними адаптационными механизмами и внешним миром. Он приводит к двум моментам: 1) нарушение нормаль- ного образа жизни (расстройства здоровья, ошибки в стандартных ситуа- циях, неспособность к сосредоточению); 2) регрессия – психологическая зависимость от окружающих, поиски поддержки, психологическая неза- щищенность. В гуманистической психологии невроз рассматривается как проблема невозможности понять самого себя и мир, реализовать себя и защита от страха самореализации. Гуманизм связан с отказом от идеи на- силия, подавления, господства, рассматривает свободу как отношение, ко- гда партнеры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. В любом случае, психогенная ситуация, активизи- рующая невроз или иное нарушение, должна быть значимой для человека, представлять определенную жизненную ценность. Так, для педагогов очень важная позитивная оценка их труда учащимися и коллегами, случаи же неприятия и травли учащимися педагогов, становящиеся со временем в системе общего образования не менее распространенными, чем неприя- тие и травля педагогов детьми, рождают у обучающих состояния крушения жизненных целей, неблагодарности и неуважения, предательства и т. д. У детей и студентов негативные состояния связаны с переживаниями на- силия, обмана и неуважения [10; 13]. Благодаря усилиям В. А. Сухомлинского, вплоть до конца ХХ века здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели: в учебных курсах внимание учащихся акцен- тировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье, школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей, здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональ- ным питанием детей. Однако, работа с педагогами практически не про- водилась [11]. Дидактогенный невроз – как неадекватный способ реагирования на те, или иные сложности в школьной жизни, психическое состояние учащего-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=