ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

148 являлись и нарушения у педагогов: от состояний усталости и отказа от профессиональных ценностей (описываемых сейчас как психологическое выгорание) до более обширных, пограничных и психических нарушений. Насилие над детьми в процессе «диппольдизма» часто трактуют как вари- ант садизма, однако, как писал А. Молль, «ни разбор дела, ни имевшийся в распоряжении материал не мог доказать присутствие специально садист- ских мотивов преступления» [8; 12, с. 192]. Благодаря трудам Р. Вихрова и его последователей было разрушено мистическое представление о при- роде болезней: он перекинул мост между физиологией и патологией, пока- зав, что болезнь – это тоже проявление жизни, но протекающее в условиях нарушенной жизнедеятельности организма [12]. В России основы ориен- тированного на здоровьесбережение подхода заложены еще в начале ХХ века, когда съезд Российских врачей отметил «вредные влияния» со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Однако, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории России и мира, основы существующей концепции практически не менялись, поэтому задачи по сохранению здоровья детей и подростков выполняются с трудом. В отечественной практике сохране- ния здоровья учащихся одним из ярких примеров является опыт А. В. Су- хомлинского [11]. В. А. Сухомлинский указывал, что дидактогении – «де- тище несправедливости». Исходя из своего опыта, он отмечал, что у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания – плохое со- стояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только при совместных усилиях ро- дителей, учителя, врача. Некоторые педагоги имеют тенденцию объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и нравственных качеств обу- чающихся и учащихся, отсутствием усердия и прилежания, применяя для их «исправления» репрессивные меры типа «проработки», беседы с роди- телями, наказания и т. д. Составив вначале о студенте или школьнике оп- ределенное мнение, педагоги нередко ошибочно продолжают руково- дствоваться им на протяжении всего периода обучения, забывая о том, что человек способен быстро меняться, что на протяжении иногда небольшого промежутка времени его личные качества могут стать иными, а также о том, что их собственное понимание учеников и ситуаций общения с ни- ми – далеко не всегда правильны, точны: им не хватает ни глубины, кото- рая приходит с эмпатией, ни полноты, которая связана как с искренним интересом к ребенку, так и знанием обстоятельств его жизнедеятельности. У каждой индивидуальности есть и положительные, и отрицательные черты, поэтому, концентрируясь на недостатках ученика, стремясь к гар- моничному развитию его личности, педагоги часто прилагают свои усилия, главным образом, к «подтягиванию отстающих» элементов. Они уделяют мало внимания ценному и самобытному, что есть в индивидуальности учащегося: оправдывая это занятостью и негативной оценкой самобытно- сти. Знать недостатки ученика, так же как и свои недостатки, важно. Важ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=