ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

147 дельного признака, характеризующей здоровье человека. Попытки инте- грации этих подходов также многочисленны: здоровье может определяться через соотношение показателей [6] «сантивности» как показателя жизне- стойкости, потенциала здоровья и «пативности» как вероятности болезни, ограничения жизнестойкости, а также через соотношение количественных (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные воз- можности, резистентность, физическое развитие и т. д.), качественных (психологическая стрессоустойчивость, экзистенциальная исполненность или тревога, удовлетворенность жизнью и т. д.), адаптационные (свобода жизни как возможность принятия решений, активного влияния на свою жизнь и жизнь окружающих, уверенность в себе и жизни, раскрепощен- ность и оптимизм) показатели здоровья. Аналогичным образом стоит во- прос и по отношению к понятием здоровьесбережение: что и как считать здоровьесбережением или здоровьеутратой, если даже такая «простая» вещь как гимнастика, тот или иной ее комплекс может быть в одних случа- ях, для одних людей, полезным, в других – нет,– весьма спорно. Сам стресс, с которым связывается утрата здоровья, есть условие развития ор- ганизма. Более того, без сложностей и перипетий жизнь человека практи- чески теряет смысл: отказ от столкновения с ними выливается в отказ от развития, существование в модусе «как все», то есть – приспособление к определенным условиям жизнедеятельности и отказ выхода за их рамки. Разработка понятия о здоровьесбережении осуществляется в контексте анализа взаимодействия качественных, количественных и экзистенциаль- ных факторов, как деятельность, направленная на помощь человеку, в том числе педагогу или учащемуся, и деятельность, направленная на активиза- цию внутренних ресурсов человека, вовлечение его в процессе самопомо- щи и взаимопомощи. Например, в контексте учебного процесса – помощи другим учащимся и педагогам, преподавателям, направленной на миними- зацию деструктивных форм взаимодействия, увеличивающий «патив- ность» и развитие продуктивных, увеличивающий «сантивность».. В контексте работы со школьниками, термин «здоровьесбережение» связан с изучением «школьных болезней», означенных как таковые Р. Вирховым, которому принадлежит самое краткое из известных опреде- лений болезни, как «жизни при ненормальных условиях». В конце ХIХ ве- ка, в 1850–60-х годах врачами было констатировано почти эпидемическое по характеру распространение среди школьников близорукости, наруше- ний осанки (сколиоз а и т. д.), неврастении и анемии. Кроме того. было вы- явлено множество нарушений и деформаций личностного и профессио- нального функционирования и развития педагогов, например, «дипполь- дизм» и иные формы садистического поведения. Распространение этих на- рушений здоровья среди учащихся по сравнению с их неучащимися свер- стниками было настолько выражено и так явно и закономерно возрастало от класса к классу, а также у обучающихся в вузах, что появление указан- ных отклонений связали следствием школьного обучения. Так же явно вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=