Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 9 Д. Р. Аксенов, магистрант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) dan.aks99@mail.ru Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Полякова ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПРЕВЕНЦИИ АГРЕССИВНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ Согласно классификации видов спорта по типу физического контакта, к пер- вой группе отнесены все единоборства и ряд спортивных игр. Этот контакт мо- жет проявляться в достаточно жесткой форме, так как правилами соревнований предусмотрено использование различных приемов силового воздействия на про- тивника (оттеснения, остановки, блокировки и т. п.), рассматриваемого как про- явление нормативной агрессии. В эту группу входит и баскетбол, характеризую- щийся жесткой игрой при тактической или стратегической необходимости проявления спортивной агрессивности. Спортивная деятельность связана с постоянной борьбой человека за лиди- рующие позиции, порождая дух соперничества, агрессивности с одной стороны. А с другой, спорт является неантагонистическим противостоянием, без причине- ния умышленного вреда или ущерба сопернику. В этом сопоставлении заключа- ется основное противоречие в психолого-педагогической превенции агрессивно- сти баскетболистов подросткового возраста [2]. На этапе теоретического обоснования проблемы данного исследования были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ понятий «агрессия в спорте» и «агрессивность подростковая». 2. Определить формы проявления агрессивности баскетболистов. 3. Определить направления работы по превенции агрессивности баскетбо- листов 15–16 лет. Отвечая на поставленные задачи, были определены истоки подростковой агрессивности, которая формируется в основном как форма протеста против не- понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также на агрессивное поведение могут влиять и его природные особенности – темперамент, например возбуди- мость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность [3]. Основное содержание всех сторон развития подростка – переход от детства к взрослости. С одной стороны, если у окружающих взрослых сохраняется преж- нее отношение к подростку как к ребенку, складывается ситуация, порождающая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=