Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 41 5) рефлексивный (оценка и осмысление тренером психологического состо- яния каждого члена спортивной группы и особенностей взаимодействия в кол- лективе); Анализируя данные компоненты следует выделить критерии сформирован- ности психологической компетенции тренера: – понимание тренером значимости психологической компетентности; – осознание теории развития спортивной команды; – наличие организаторских способностей и коммуникативных навыков; – внимание тренера к внутреннему психологическому состоянию спортс- мена, к его ценностно-смысловой и личностной сфере; – умения контролировать собственное эмоциональное состояние и степень своего психологического воздействия на всех членов спортивного коллектива; – умения своевременно и грамотно регулировать отношения между участ- никами спортивной группы, разрешать конфликты между подопечными и эф- фективно выстраивать их взаимодействие; – перцептивные умения, педагогическая интуиция и опыт эмпатии. Таким образом, следует отметить, что все описанные нами качества тренера и спортсмена находятся в постоянном сложном взаимодействии, проявляясь в разных неоднозначных ситуациях социального взаимодействия. Сформировать благоприятный социально-психологический климат в спор- тивной группе, построить взаимоотношения так, чтобы все члены команды не только успешно контактировали на поле, но и создавали синергию между собой как личности – большое искусство и большой педагогический труд. Библиографический список 1. Акимова Л. Н. Психология спорта: курс лекций. Одесса : Студия «Него- циант», 2004. 2. Блинов В. А., Романов М. И., Арбузин И. А. Управление конфликтными взаимоотношениями при подготовке юных футболистов на этапе углубленной специализации : моногр. Омск, 2007. 3. Бабушкин Г. Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : моногр. Омск : СибГУФК, 2006. 4. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. 5. Майдокина Л. Г., Шиндина И. В., Майдокин В. В. Исследование психоло- гического климата в футбольной спортивной команде // Перспективы науки и образования: междунар. электрон. науч. журн. 2018. № 4(34). С. 233–238. 6. Неретин А. В. Компетентность тренера в создании положительного соци- ально-психологического климата в спортивной команде. Волгоград : ФГОУ ВПО «ВГВФК», 2012. 7. Родионов А. В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физ. культуры. 2006. № 6. 8. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии СПб. : Питер, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=