Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 40 Учеными выделяется ряд обоснований, объясняющих высокий уровень ав- торитарности тренерского состава [8]: 1. Особенности восприятия тренером собственной роли чаще всего осно- вана на авторитете; 2. Причина выбора тренерской профессии часто связывается с высокой по- требностью в управлении действия других людей. 3. Руководящая деятельность в основе своей требует жесткого контроля за поведением (особенно если речь идёт о спортивной деятельности). 4. Часто спортсмены ожидают от тренера доминирующего поведения (т. к. одобряют подчинение авторитету наставника). Стоит отметить, что нельзя выделить явно негативных или позитивных стратегий поведения тренера, ведь присутствует ситуативных характер. К примеру, можно вы- делить и положительные стороны авторитарного стиля поведения тренера [3]: • подобный стиль носит авторитетный характер в случае неуверенности спортсмена; • чаще всего агрессивность спортсменов, являющаяся следствием автори- тарного поведения тренера, направлена не на наставника, а на соперников, что может увеличивать активность на спортивных мероприятиях; • в некоторых случаях подобное поведение тренера является неким стиму- лом для поддержания активности на тренировке; Так, или иначе, в случае с любым стилем поведения тренера, одной из важней- ших задач остаётся создание благоприятной и безопасной психологической среды в спортивной команде. И особенно важным аспектом данного вопроса является соци- ально-психологический климат. Для начала стоит изучить данное понятие подробнее. Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор значимости, совместной деятельности группы людей. Он явля- ется стержневым, оптимально сочетающим личностно-значимые и общественно ценные ориентации коллектива. В научном и спортивном сообществе существует проблема отсутствия до- статочно эффективных практических наработок в вопросе подготовки тренеров к работе с психологическим состоянием в детско-юношеских спортивных кол- лективах. Можно выделить следующие компоненты компетентности тренера в вопросах создания положительного социально-психологического климата [2]: 1) мотивационно-смысловой (принятие тренером важности и значимости данного вопроса в профессиональной деятельности); 2) когнитивный (знания тренера в сфере психологических особенностей спортивного коллектива и вопросах его формирования); 3) конструктивный (умения тренера грамотно планировать и организовы- вать мероприятия по улучшению социально-психологического климата в спор- тивной команде); 4) деятельностно-организационный (практические навыки сохранения и улучшения социально-психологического климата, которыми должен обладать наставник);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=