Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 39 Взаимоотношения, выстроенные между членами команды и тренером, во многом влияют на успех и результат спортивной деятельности. Особенно важ- ным условием эффективности и сплоченности участников команды является де- мократичный стиль руководства тренера. Авторитарные взаимоотношения в спортивной команде (например: принятие решения тренером индивидуально, без внимания к мнению подопечных) не только негативно влияют на сплочён- ность команды, но и ведут к понижению производительности команды. Важнейшей частью работы тренера является способность сдерживать про- явления собственных эмоций и переживаний астенического характера. Высокую значимость в процессе построения спортивной деятельности это имеет потому, что на спортивных соревнованиях, например, участники крайне восприимчивы к внешнему влиянию. При этом, важнейшим ориентиром в данном случае стано- вится тренер, которые является ориентиром для молодых спортсменов. Именно поэтому вид удрученного наставника крайне негативно может сказаться на ре- зультативности и психическом состоянии участников соревнований. Главная задача тренера – это используя различные формы общения поддер- живать психическое состояние коллектива, уверенность в себе и стремление к победе [1]. Это важное требование предполагает наличие у тренера умения управлять собственным эмоциональным состоянием для оказания правильного психологического воздействия на спортивную команду. Во многом именно личный пример тренера определяет то, какой уровень психологической подготовки будет у спортсменов. Высокая нравственность и моральные принципы наставника спортивной команды становятся основой для психологической подготовки молодых людей. Тренер становится примером для игроков в вопросах отношения к делу, противникам и напарникам. Ошибочным будет суждение тренера о том, что он знает всё, ведь обязательной чертой благо- приятного психологического климата является умение прислушиваться к идеям своих подопечных и коллег. Важнейшими качествами личности тренера является гуманность и справедливость, умение воспринимать критику и формировать дружеские отношения в коллективе. Наставник, требуя от своей команды соблюдения режима, правил и норм, дис- циплины, должен стать непосредственным примером для своих подопечных [7]. Основные средства воздействия тренера на спортсменов это: слова, интонация и голос. Именно это может стать ключевым моментом в вопросе вдохновения под- опечного на спортивные достижения, или же наоборот, понизить мотивацию. Слово тренера должно мотивировать, быть честным и убедительным и исключать обвине- ния и грубость. Тон голоса у тренера должен меняться в зависимости от обстоятель- ств. Приветствуется средний и спокойный тон, исключая крики. Но иногда, высокий тон становится дополнительным стимулом для спортсмена. Авторитарные тенденции в тренерской деятельности наблюдаются уже на протяжении нескольких лет и, согласно ряду исследований, профессия тренера считается наиболее авторитарной, согласно статистическим данным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=