Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 38 Д. Р. Катков, аспирант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) katkov.den.den@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ: КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства тре- нера. Широта кругозора, уровень знаний, мастерство, способности, авторитет, любовь к своему спорту и настойчивость, умение сплотить дружный коллектив, понимание психологии спортсмена, целеустремленность, точность, самокритич- ность, принципиальность – лишь малая часть качеств, которыми должен обла- дать тренер. Именно поэтому важно изучать и развивать психологическую со- ставляющую тренерской деятельности в современном мире. Авторитет тренера является неотделимой частью его деятельности, практи- ческих и теоретических знаний спорта, требовательности к команде и т. д. Бла- гоприятные взаимоотношения между спортивно командой и тренером строятся в первую очередь на взаимном уважении и доверии. Безусловно, для решения повседневных спортивных задач необходим тесный контакт и взаимопонимание в коллективе, но, так или иначе, окончательное решение поставленной проблемы должно быть за тренером. Для эффективного и уверенного в себе тренера в первую очередь важна требовательность и принципиальность к самому себе, своим действиям, и постоянное желание расти и развиваться, как в области спорта, так и в области формирования и развития коллектива. Тренер должен об- ладать новаторскими качествами, уметь использовать и обучаться передовым методикам, тактикам, и творчески подходить к своей работе. Решения тренера это важнейшая составляющая в вопросах создания сплочённого и дружного спортивного коллектива [4]. Особенно важно, чтобы тренер, помимо своих специальных знаний и уме- ний, обладал также глубокими познаниями в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, не только обладал теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и был также способен применять эти зна- ния на практике в работе с собственной спортивной командой. Эффективность построенной тренером стратегии руководства определяется его навыками оценки особенностей состояния каждого спортсмена (как физиче- ского, так и психологического). Также тренер должен грамотно оценивать харак- тер построенных отношений с напарниками и с соперниками, устранять при- чины, ведущие к неудачам и конфликтам [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=