Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 123 включающего когнитивный, эмоционально-ценностный, операционально-дея- тельностный и конативный компоненты. Эмоционально-ценностный компонент готовности будущего учителя представлен позитивным отношением к ребенку с особыми образовательными потребностями, к школьнику-мигранту, к инклю- зии как потенциально эффективной модели организации урока физической куль- туры. Операционально-деятельностный связан с использованием: техник и тех- нологий разрешения и управления конфликтами; приемов активного слушания; адекватным выбором способов превенции рисков; созданием на уроке физиче- ского воспитания ситуации успеха для «особого» ребенка, школьника-мигранта. Конативный (поведенческий) компонент предполагает: профессионально гра- мотное поведение учителя, создающее ощущение безопасности и защищенности у каждого ребенка; умение проектировать свое взаимодействие с учащимися; применение различных моделей и стилей общения. Формированию готовности будущих учителей физической культуры к взаимодействию с детьми-мигран- тами способствовали сюжетно-ролевые игры «Конфликт родителей здоровых де- тей с «особым» ребенком», «Как повысить статус ребенка из семьи мигрантов на уроке физической культуры». Игровые технологии позитивно влияли на выбор студентами эффективных стратегий поведения в ситуации инклюзивного обуче- ния; на повышение самооценки и уверенности в себе. Разработаны и включены в образовательный процесс упражнения по саморегуляции, арт-терапии, а также система психолого-педагогических ситуаций, возникающих при взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями со своими здоровыми одно- классниками. Выводы. Выпускники факультета физической культуры должны быть го- товы организовать совместную деятельность всех школьников, создать комфорт- ную адаптивную среду для каждого из них. Инклюзивный образовательный про- цесс значительно отличается от типового процесса специфическими признаками. К ним относятся: различные образовательные программы, рассчитанные на «осо- бого» ребенка; безбарьерное пространство класса; график индивидуальных заня- тий. Активное включение детей в общий образовательный процесс позволяет им приспособиться к групповой деятельности, что благотворно влияет на социаль- ную адаптацию школьников-мигрантов. Для студентов важно осознать, что продуктивность инклюзивного образо- вания, как в «узком», так и в «широком» контексте, зависит от всех его участни- ков, начиная с ребенка, имеющего особые образовательные потребности, закан- чивая педагогом, психологом, родителями школьника. Подготовка будущих учителей физической культуры к профессиональному взаимодействию с ребенком в инклюзивном пространстве – сложный и длитель- ный процесс. Первоначально полученные нами позитивные результаты дают ос- нования надеяться, что выпускники факультета физической культуры будут бо- лее успешно осуществлять взаимодействие со школьниками, как на своих уроках, так и во внеклассной деятельности на спортивных площадках. Педагоги- ческая практика показала, что будущие учителя физического воспитания стали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=