Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 121 «жертвы» и «агрессора», ситуации буллинга. Учителя вообще, а учителя физи- ческого воспитания, в частности, плохо представляют особенности националь- ной культуры учеников, которые приехали из Таджикистана, Киргизии, Туркме- нии, Афганистана и учатся в их классе. Необходимость элементарной поликультурной грамотности студентов не вызывает сомнений. Обсуждение результатов. Подготовка выпускников университета к дея- тельности в инклюзивной среде осуществляется в процессе изучения студентами психолого-педагогических дисциплин, методики преподавания физического воспитания, конфликтологии, разнообразных курсов по выбору («Инклюзивное пространство: риски и ресурсы», «Педагогика и психология инклюзивного обра- зования»), а также в ходе производственной практики. Среди заданий педагоги- ческой практики особое место занимали задания, связанные с описанием кон- фликтов, ситуаций школьного насилия, которые студенты непосредственно наблюдали на уроках физического воспитания или на внеклассных спортивных соревнованиях. Эти ситуации студенты отразили в своих итоговых отчетах по результатам педагогической практики, они были также включены в контент се- минарских и практических занятий по психологическим дисциплинам. Содержа- ние этих ситуаций стало предметом обсуждения студентов в процессе групповых дискуссий. В ходе производственной практики обогатились эмпирические зна- ния студентов о системе инклюзивного образования, задачах, методах и сред- ствах психолого-педагогического сопровождения. Важно также познакомить студентов с характерными особенностями тех или иных заболеваний, наиболее часто встречающихся в школе, с особенностями детей, имеющих ограниченные возможности физического или психического здоровья, рассмотреть способы поддержания и сохранения их здоровья. Отсутствие в классе ресурсных учите- лей, узких специалистов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, дефектологов) ставит учителя перед необходимостью, хотя бы в общих чертах, понимать специфику заболевания ребенка. Особую значимость в подготовке будущих учителей физи- ческой культуры к взаимодействию с детьми в инклюзивном обучении имели диалоговые, игровые, тренинговые, проектные технологии. Включение назван- ных технологий в обучение создает условия для перехода от личностно-отчуж- денной учебной модели к личностно-ориентированной модели, формирующей содержание обучения вместе с преподавателем и студентами. Будущие учителя физической культуры в большей степени, чем студенты гуманитарных направ- лений подготовки, нуждаются в развитии коммуникативных компетенций. Участвуя в групповых дискуссиях, будущие педагоги учатся выбирать наиболее убедительные аргументы, выстраивать логику своего ответа, оставаться в про- странстве обсуждаемой темы, не выходить за ее пределы. Эффективность прове- дения групповых дискуссий зависит от таких факторов, как информированность студентов по обсуждаемой теме; семантическое однообразие (все термины, по- нятия одинаково понимаются всеми студентами); корректность поведения участ- ников; соблюдение каждым регламента выступления и Правил дискуссии; доб- рожелательная атмосфера, положительный эмоциональный фон.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=