Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 120 И. Л. Федотенко, доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) innafedotenko.@mail.ru ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Актуальность. В статье рассматривается процесс и результат подготовки студентов факультета физической культуры к взаимодействию с детьми в инклю- зивном образовании. Сегодня практически в каждом классе наряду со здоровыми школьниками находятся дети, имеющие проблемы в состоянии физического или психического здоровья, таким образом, широко представлена инклюзия в «узком смысле» слова. В то же время в школе немало учащихся разных национальностей, конфессий, культур, языков, то есть, имеет место инклюзия в «широком контек- сте». Эта группа школьников также часто имеет проблемы в состоянии физиче- ского и психического здоровья. Травматический эффект миграции, непривычные условия, дискриминация, буллинг, могут привести к социальной и личностной дезадаптации. Пережитый ребенком отрицательный опыт влияет на особенности его поведения, на отношения с одноклассниками, самооценку, мировосприятие. У детей из семей мигрантов часто наблюдаются нарушения когнитивных процес- сов, невротические реакции, эмоциональные и поведенческие нарушения, про- блемы общения, расстройства идентичности. Причинами дезадаптации являются: 1) отсутствие адаптированной образовательной среды; 2) неприятие детей с проблемами их здоровыми одноклассниками; 3) недостаточное развитие у школьников с особыми образовательными по- требностями коммуникативных компетенций; 4) различие в образовательных программах, социокультурных особенностях и языковой среде; 5) психолого-педагогическая неготовность учителей физиче- ской культуры эффективно взаимодействовать с «особым» ребенком другой национальности и культуры. Актуальность и перспективность этой проблемы связана, в частности, с тем, что экономика России постоянно нуждается в трудовых мигрантах и степень инклюзивности образовательной среды будет возрастать. Значительная часть учителей физической культуры не готова к успешной профессиональной дея- тельности в инклюзивном образовании, испытывает трудности при решении конфликтов здорового ребенка и его «особого» одноклассника. Педагоги не знают индикаторы и маркеры, показывающие наличие среди школьников

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=