Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2024

Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции 10 противоречия, в первую очередь, с представлениями подростка о собственной взрослости. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и взрослых порождает конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, вызывая появление ответных деструк- тивных, в том числе агрессивно-деспотичных тенденций. Спортивная агрессивность зачастую не несет в себе социального порицания и неодобрения, а с другой стороны, проявление агрессии в спорте – это следствие потребности в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим со- бой и соперниками. Опираясь на разработанный в отечественной психологиче- ской науке деятельностный подход, необходимо рассматривать агрессию и агрессивность в спорте как комплексное психологическое явление, имеющее сложную динамическую структуру. Это позволяет подойти к понятию агрессив- ности в спорте с позиции интеграции определенных факторов и механизмов. Со- временные спортсмены, тренеры и специалисты в области спорта испытывают острую потребность, с одной стороны, в проявлении агрессивности как инстру- менте достижения цели, а с другой – в твердой теоретико-методологической базе, позволяющей с практической стороны осуществлять контроль и коррекцию агрессивности, тем самым направляя ее в конструктивное русло [6]. Агрессивные действия в баскетболе имеют ряд особенностей, связанных со спецификой вида спорта, игровым амплуа спортсмена. Деструктивные варианты агрессивных действий, связанные с физической агрессией: толчки при подборе мяча под щитом, удары, зацепы при персональной опеке; нарушения, связанные с игрой в нападении. Нарушения, связанные с вербальной агрессией (нецензур- ная брань, апелляция к арбитрам, несдержанность в общении со зрителями, парт- нерами по команде, тренером, неуважительное отношение к сопернику) отрица- тельно, сказывающееся на успешности деятельности спортсменов. Факторами, провоцирующими агрессивные действия у спортсменов в ходе соревнования, являются: низкий уровень спортивной квалификации; примене- ние агрессии как средства достижения цели; «социально-психологический» фак- тор и ситуации «успеха-неудачи»; недостаточный уровень технической и физи- ческой подготовленности спортсмена [5]. Для снижения количества деструктивных агрессивных действий, проявляе- мых баскетболистом во время соревнований, целесообразно: – в учебно-тренировочном процессе проведение бесед о феномене агрессии в спорте и влиянии её на спортивный результат. – обучение судейским навыкам баскетболистов, тщательная проработка наиболее спорных и сложных пунктов действующих правил; – проведение треннингов управления вниманием; – применение технологии «словесных самовнушений», оказывающих успо- каивающее позитивное воздействие; – проведение комплексов упражнений на растягивание и расслабление, т. е. регуляцию мышечного тонуса, т. е. отработка навыков «маски релакса- ции»;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=