Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

92 И. И. Петрова, студент irina.petrova801@yahoo.com ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО Актуальность. В дошкольном возрасте, при планировании физкультурно- оздоровительных занятий, основными задачами, способствующими развитию и воспитанию, остаются вопросы укрепления здоровья, заинтересованности де- тей к занятиям физическими упражнениями, спортом как одной из наиболее до- ступных форм, обеспечивающей необходимый объем двигательной активности дошкольников [3]. Занятия единоборствами способствуют укреплению состоя- ния опорно-двигательного аппарата, развивают основные функции организма, снижают общий уровень заболеваемости. Айкидо одинаково эффективно как общеукрепляющая и саморазвивающаяся здоровье система упражнений, двига- тельных способностей. В процессе занятий айкидо у детей дошкольного возраста развиваются координационные способности, такие как быстрота ори- ентации в пространстве, дифференцирование мышечных ощущений и регули- рование степени напряжения мышц; быстрота реагирования на сигналы внешней среды, вестибулярная устойчивость [2]. Уровень развития координа- ционных способностей, как и любое физическое качество, в значительной сте- пени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека. В Айкидо очень важно чувство ритма, способность произ- вольно расслаблять мышцы, быстро действовать в изменяющихся условиях, со- хранять равновесие. Этот сложный координационный вид спорта включает в себя еще и элементы акробатических движений и растяжки. Айкидо развивает выносливость, дыхательную систему, способствует укреплению здоровья и за- каливанию организма детей [1]. В результате анализа предполагается, что занятия Айкидо будут способ- ствовать более эффективному развитию координационных способностей у детей дошкольного возраста. При реализации следующих педагогических условий: 1. Тренировочно-оздоровительная программа по айкидо включает адаптаци- онный этап – адаптация организма к новой нагрузке. Обучение новым упражне- ниям, 2 часа в неделю; 2. Теоретическая часть понимания основ философии боевых искусств, 40 минут в неделю; 3. Комплексы дыхательных упражнений во взаимосвязи с двигательными действиями техник айкидо для экономии сил и энергии при работе с партнерами. 4. Варианты перемещений на коленях (мае сикко, уширо сикко, мае сикко ирими тенкан, мае сикко тенкан) как основа техники самозащиты для ощущения центра тяжести.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=