Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

86 А. Д. Михайлов, магистрант artem.mixajlov.1999@mail.ru ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ВОДОБОЯЗНИ Выпускная квалификационная работа посвящена разработке, теоретиче- скому обоснованию и экспериментальной проверки технологии обучения плава- нию детей 7–8 лет испытывающих водобоязнь, в рамках внеклассной работы. В данной статье мы рассмотрим некоторые способы организации выявле- ния детей, испытывающих водобоязнь. Некоторые из этих способ применялись рядом других авторов, были получены обнадёживающие результаты, однако они не нашли применения в практической деятельности тренера по плаванию. Как следует из литературных источников [3], водобоязнь рассматривается в виде различных проявлений страха, истинную причину которого весьма сложно объяснить. В этом, на наш взгляд, заключается суть упомянутой выше односторонности. Для преодоления такой односторонности нами была разрабо- тана схема изучения водобоязни у детей, включающая: 1. Анкетирование роди- телей, 2. Тестирование психомоторных способностей детей в обычных и не- обычных условиях [1], 3. Педагогическое наблюдение с фиксацией фрагментов поведения детей. При помощи анкетирования мы старались выявить историю развития ре- бёнка, его умение держаться на воде и реакции на нахождение в воде в бытовых условиях. Ответы родителей ранжировались по 3 бальной шкале: 3 балла если ребёнок развивался нормально, держится на воде или плавает любым способом, а так же не проявляет признаков беспокойства при нахождении в воде; 2 балла, развивается нормально, плавать не умеет, в воде спокоен; 1 балл развивается нор- мально не умеет плавать, в воде может находиться только со взрослым. Нами были обобщены основные причины негативного отношения к нахож- дению в воде. К ним относятся: – низкая активность родителей по обучению детей плаванию; – негативный опыт родителей в освоении навыка плавания; – негативный опыт самих детей. При изучении психомоторных способностей у детей 7–8 лет, мы учитывали обще принятое положение о том, что эти способности лежат в основе моторного развития ребёнка и формирование его двигательного опыта [1]. Применялись следующие тесты: реакция на движущийся объект (РДО), точность силового ана- лиза движений (ТСА), точность временного анализа движений (ТВА), точность пространственного анализа движений (ТПА). Измерения проводились на стан- дартной аппаратуре в обычных и необычных условиях. Необычные условия – это выполнение теста: 1) на платформе 1,5 м; 2) вблизи воды (на бортике бассейна); 3) вблизи воды на бортике бассейна, на платформе 1,5 м.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=