Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

83 Освоение перечисленного можно начинать для того, чтобы научить ребёнка расслаблять мышцы в воде. Это даст ему возможность перехода в горизонталь- ное положение, а также понимание того, что вода его держит [1]. В практической деятельности, где были реализованы подводящие упражне- ния, у 85 % обучаемых отмечены достоверные изменения в параметрах, характе- ризующих двигательный опыт и некоторые психофизиологические функции. У 80 % детей с признаками водобоязни предложенные упражнения получались безошибочно. На основании анализа эмпирических данных мы сделали вывод, что именно такой набор упражнений способствует формированию у ребенка ощущения и навыка освоенного пространства воды, а также позволяет осуще- ствить переход к следующей стадии обучения. При обучении навыку плавания с помощью поддерживающих средств ос- новной задачей мы считаем отдалить ребёнка от бортика бассейна. При разра- ботке подводящих упражнений мы опирались на работы многих авторов, где представлены основополагающие подходы к организации первоначального обучения детей плаванию. Результатом проектировочной деятельности стали существенные изменения в порядке выполнения упражнений, добавленные двигательные задания. Разработанный нами блок подводящих упражнений направлен избавить ребёнка от чувства, что бортик рядом и за него можно дер- жаться. Ребёнок должен чувствовать и понимать, что в воде вдали от бортика он в безопасности. Во 2 стадии предлагаются упражнения с использованием жилетов, надув- ных кругов и досок для плавания: пройти вдоль бортика, совершая «разгребаю- щие» движения (следить за плоским положением кистей); хождение по дну па- рами в обход и по диагонали; то же, но в колонне по одному; бег в воде вперёд, боком, приставными шагами в чередовании с ходьбой; ходьба по кругу, взяв- шись за руки («хоровод»); ходьба и бег вперед и назад с помощью попеременных гребковых движений руками (следить за плоским положением кистей); прыжки вперед на двух с одновременными гребковыми движениями руками назад; бег в наклоне вперед, удерживая прямыми руками плавательную доску на поверхно- сти воды перед собой; то же но, опустив лицо в воду (заключительные повторе- ния провести в соревновательной форме); попытка выполнить скольжение на груди толчком ногами от дна с руками, вытянутыми вперед (без доски и с доской в руках). Дыхательные упражнения. Стоя в наклоне вперед, окунать лицо в воду, от- крывание глаз, рассматривание дна; повторить это же упражнение в сочетании с предыдущим (следить, чтобы во время приподнимания лица над водой и вы- полнения выдоха-вдоха ученики не подносили рук к лицу); погружения под воду с открыванием под водой глаз и поиском на дне предметов («водолазы»). Выполнение упражнений на воде: держась за бортик, сделать упражнение «звёздочка» на груди, на задержке дыхания; сделать то же, в жилете; сделать упражнение «поплавок», в жилете. Сделать упражнение звёздочка» на спине, с помощью, в жилете. Игры. В практической деятельности, где были реализованы подводящие упражне- ния, у 85 % обучаемых отмечены достоверные изменения в параметрах,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=