Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

81 А. Д. Михайлов, магистрант artem.mixajlov.1999@mail.ru ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 7–8 ЛЕТ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ВОДОБОЯЗНЬ Актуальность. В научно-методической литературе накоплены убедитель- ные материалы о том, что большинство детей начального школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья, отстают в физическом раз- витии, у многих не сформированы базовые двигательные умения и навыки, что существенно ограничивает их возможности в познании окружающего мира. В работах отечественных педагогов, врачей, психологов плавание рас- сматривается как один из важнейших видов двигательной активности ребёнка, оказывающий интенсивное воздействие на состояние его здоровья, телесное и духовное развитие. Неоднократно было установлено, что занятия плаванием оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, пси- хические и интеллектуальные процессы. В тоже время отмечается тенденция увеличения детей начального школьного возраста не умеющих плавать. Для многих из них отсутствие этого навыка становится препятствием к освоению ценностей физической культуры, реальной угрозой безопасности их жизнеде- ятельности. Среди факторов, препятствующих освоению навыка плавания, особое место занимает водобоязнь. Синдром водобоязни в литературе рассматривается как субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на сознательном и бессознательном уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой (Булгакова Н. Ж.; Викулов А. Д.; Мосунов Д. Ф.) [2]. Проблема преодоления водобоязни у детей, не умеющих плавать была выдвинута на передний край научных исследований в связи с изменением прио- ритетов в образовательной сфере жизнедеятельности общества. Актуальным сегодня становится обеспечение полноценной разносторонней двигательной активности ребенка как основы его индивидуального развития и жизнедеятель- ности, формирования у него потребности в использовании средств физической культуры для освоения окружающего мира. Ряд исследователей (Шувалов Ю. Н., Иванинская Н. В., Паравян Г. А.) для эффективного преодоления водобоязни предлагают реализовать комплексный подход, позволяющий более полно использовать средства и методы аутогенной тренировки, гипноза, специально организованного обучения. Авторами рекомен- довано применение обозначенных средств с учетом индивидуальных особенно- стей психики и содержания двигательного опыта ребенка [3, 5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=