Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

62 Период проведения эксперимента включал выезд на спортивный сбор. Это период, наиболее ярко переживаемый спортсменками, так как связан с отлуче- нием от дома, родителей, близких, большим количеством времени, проводимом на тренировочных занятиях – 3 раза в день 5 раз в неделю, строгим контролем режима дня и режима питания. Педагогический эксперимент был продолжен и по- сле проведения сбора, в обычном режиме тренировочных занятий 5 раз в неделю. Для реализации педагогических условий, сформулированных в гипотезе ис- следования, в экспериментальной группе было сделано следующее. На каждом занятии для каждой гимнастки создавалась «ситуация успеха». Тренировочные занятия носили, как правило, комбинированный характер, по- этому проявить старание и успех в выполнении какого-либо задания имела воз- можность каждая гимнастка. Тренеру важно было вести активное наблюдение за деятельностью спортсменок и, проявляя все возрастающую требовательность к качеству выполнения элементов и связок, все-таки использовать вербальные и невербальные приемы поощрения в отношении каждой занимающейся. Индивидуальный подход в учебно-тренировочном процессе необходим, поскольку каждая девочка имеет свои индивидуальные особенности и инте- ресы, состояние и настроение. Кому-то большее удовольствие доставляет вы- полнение упражнений у станка, кому-то – акробатических элементов, кому-то – выполнение соревновательного упражнения в целом и т. п. В связи с этим и отношение тренера к выполнению заданий спортсменками имело соответ- ствующие особенности. Используя в процессе руководства учебно-тренировочным процессом при- емы авторитарного и демократического стиля, тренер систематически привле- кал девочек к анализу выполнения упражнений, причем свое мнение имела воз- можность высказать каждая девочка. Тренер предоставлял спортсменкам право анализировать свое выполнение упражнений, выполнение подруг по команде, команды в целом. Таким образом активизировалось развитие когнитивного компонента. Применение таких приемов педагогического воздействия способствовало развитию умений критично оценивать выполнение упражнений подругами по команде и сдержанно относиться к их критическим замечаниям, повышению адекватности самооценки, формированию умений и навыков саморегуляции. Решению этой же педагогической задачи способствовали объяснение, под- держка и примеры использования приемов самоактуализации, самокритики, самоприказа и т. п. Для развития поведенческого и эмоционального компонентов психологиче- ской подготовленности использовались возможности группового и командного взаимодействия гимнасток как в процессе занятий, так и вне тренировочного процесса. На тренировочном сборе девочкам экспериментальной группы пред- лагалось коллективно придумывать девизы и речевки к мероприятиям, конкурс- ные номера, мини-спектакли, организовывать подвижные игры, подготовку пла- катов. Кроме этого, активному взаимодействию гимнасток вне тренировочного процесса способствовало вовлечение в коллективные просмотры фильмов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=