Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

6 А. Е. Антонов, аспирант a1ex.antonov9771@gmail.com ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В настоящее время уделяется большое внимание вопросам здоровьесбере- жения учащихся. Наиболее значимо негативное воздействие на организм детей именно в период обучения в общеобразовательной школе, когда организм обу- чающихся находится в процессе формирования и психика детей недостаточно крепка. Об этом нам говорит статистика: число детей с заболеваниями сенсорной системы организма и опорно-двигательного аппарата возросли более чем в 4 раза. Психоневрологические отклонения стали встречаться в 1,5–2 раза чаще. Ученые, занимающиеся данной проблематикой, определили функцию со- хранения здоровья в образовательных учреждениях как одну из ведущих. Л. Б. Дыхан считает, что для решения проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка в школе необходимо рассматривать образовательную систему в виде целостной образовательной среды, понимая под этим термином тип среды, состоящей из элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на школьников в процессе получения ими образования [1]. В исследованиях Брехмана И. И., Виленского М. Я., Вишневского В. А. подчеркивается, что «здоровьесберегающая педагогика» является одним из ключевых компонентов понятия «здоровьесберегающая среда» образователь- ного учреждения. Дать строгое определение данного термина довольно сложно, поэтому считаем возможным рассматривать компоненты данного яв- ления, такие как: 1) Образовательная система, которая включает в себя культуру здоровья, ее организацию в процессе обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс, а так же в содержание учебных программ как для учеников, педагогов, так и для родителей. 2) Педагогическая система, основанная на ценностях здоровья, которые во- площаются при организации учебно-воспитательного процесса. 3) Знания в области медико-психолого-педагогических основ построения учебно-образовательного процесса и его содержания с учетом уровня здоровья педагогов и учащихся. Базой здоровьесберегающей педагогики являются здоровьесберегающие технологии, которые призваны сделать процесс обучения «безопасным» для всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный под- ход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=