Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

46 сильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно це- ленаправленное поведение; предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть преодоления препятствий, возникающих на пути к цели. 2. Подростковый этап – своеобразный период со своими характерными мор- фологическими особенностями, знания которых дают возможность оценить здо- ровье, развитие физических качеств, обучаемость детей и формирование рацио- нальной спортивной техники для достижения высоких спортивных результатов. 3. В подростковом возрасте при занятиях самбо необходимо уделять внима- ние воспитанию морально-волевых качеств. Наиболее доступными для изучения личностных качеств являются методики Н. Е. Стамбуловой и Г. С. Никифорова, В. К. Васильева, С. В. Фирсова, позволяющие отследить динамику таких качеств как целеустремлённость, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержку, самоконтроль эмоциональной сферы, за действиями, социальный и общий самоконтроль. 4. Реализация в учебно-тренировочном процессе педагогических приемов из раздела самбо и педагогических условий, сформулированных в гипотезе иссле- дования, способствовало более эффективному результату как развития физиче- ских качеств, спортивно-технической подготовке, так и личностному развитию. Библиографический список 1. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. пси- хологии. – М. : Просвещение, 2005. 2. Бондырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М. : Просвеще- ние, 2011. 3. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 3. С. 9–12. 4. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов н/Д : Март, 2012. 5. Шемшурина А. И. Основы этической культуры : кн. для учителя. М. : ВЛАДОС, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=