Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

43 подростков, занимающихся самбо второй год в МБОУ ЦО № 24 имени Героя Советского Союза Д. А. Зайцева с. Крапивна. В экспериментальной группе реализовывались сформулированные на ос- нове анализа специальной литературы педагогические условия, отраженные в гипотезе исследования и направленные на воспитание нравственной культуры с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса с точки зрения результата освоения умений и навыков борьбы, развития физических и личностных качеств подростков. В контрольной группе проводились занятия по традиционной методике. Спе- циальных условий воспитания морально-волевых качеств не создавалось, хотя вос- питанию личностных качеств в процессе занятий внимание уделялось [4]. Основным содержанием нашей работы с экспериментальной группой было включение на каждом занятии комплексов упражнений и заданий, направленных на развитие основных физических качеств, спортивно-техническую подготовку при использовании всего арсенала педагогических средств и методов и обеспе- чении следующих педагогических условий: – насыщение информационного пространства подростков примерами про- явления морально-волевых качеств защитниками Отечества, служащими в поли- ции, МЧС, пожарной службе и т. п. при использовании документальных и худо- жественных фильмов («А зори здесь тихие»; «28 Панфиловцев» и т. п.); – реализация индивидуального подхода и соревновательного метода для обеспечения ситуаций нравственного выбора при определенной трудности тре- нировочных занятий; – привлечение к участию в тренировочной деятельности и соревнованиях в качестве гостей, судей, награждающих и т. п. тренеров спортивных школ, спортсменов – выпускников школ, несущих службу в силовых структурах; – привлечение занимающихся к аналитической деятельности: организация диспутов и диалогов при разборе спортивных ситуаций и конфликтов с целью формирования приемов самоконтроля эмоциональной сферы, деятельности и по- ведения. При составлении конспектов учебно-тренировочных занятий учитывались следующие основные организационно-методические положения: − рациональный подбор тренировочных средств; − количество и характер упражнений, их очередность; − темп выполнения упражнения; − паузы отдыха между отдельными упражнениями; − общее количество выполнений или подходов; − количество выполненной работы в зависимости от зоны интенсивности; − метод выполнения упражнений (повторный, интервальный, временной); − общий объем нагрузки; − нагрузка, выполненная в предыдущем тренировочном задании. С учетом вышесказанного нами были разработаны планы тренировок. На занятиях применялись методы тренировки: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=