Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

40 духовно-нравственные императивы и правовые ограничения, регулирующие спортивную деятельность, определяющие границы допустимого поведения спортсменов в ситуациях противоборства и конкуренции в условиях рыночного общества. Содержание этических ценностей, в том числе патриотизма, отражает куль- турно-исторический контекст эпохи и способ самоутверждения субъекта в соци- уме. Сложились различные подходы к пониманию ценностной основы принуж- дения противника силовыми методами даже во имя благой цели. По мнению Ф. Ницше, естественный отбор в обществе направляется укорененной в человеке «волей к власти» как источника всех ценностей, стремлением субъекта получить как можно больше жизненных благ по принципу «выживает сильнейший», от- тесняя других, подавляя народы и разрушая государства. Для этого используется физическая сила и захват чужих территорий. Кредо Ф. Ницше – «сама жизнь есть воля к власти» [1, с. 40]. Он оправдывает возможность насилия над другими людьми натуралистической аргументацией и подчеркивает: «В понятие власти, будет ли то власть Бога, или власть человека, всегда входит в то же время спо- собность приносить пользу и способность вредить …Так – у всех сильных от природы рас» [1, с.142]. Этой опасной концепции немецкого моралиста проти- востоит подход русского религиозного философа И. А. Ильина, сформулирован- ный в работе «О сопротивлении злу силой», в которой с христианских позиций рассматривается физическое пресечение злодейства как необходимый этический компромисс. По мнению ее автора, «вопрос о нравственной ценности внешнего физического заставления зависит не от «внешней телесности» воздействия и не от «волевой преднамеренности» поступка, а от состояния души и духа физически воздействующего человека» [2, с. 28]. Парадоксальная интерпретация проблемы соотношения христианской морали и физического насилия ради гуманных це- лей, оказалась крайне актуальной в 20–30 годы прошлого столетия в силу поли- тических причин, вызвала острую полемику в кругах русских эмигрантов по по- воду истинного и ложного патриотизма. Сложно не согласиться с выводом И. А. Ильина, что владение властью и мечом дано людям «…не в виде привиле- гии, а в виде религиозно-осмысленного служения: это служение возлагает на че- ловека особое бремя обязанностей и особое бремя ответственности; и среди этих обязанностей – обязанность казни и боя есть тягчайшая» [2, с.128]. Философ утверждает необходимость постоянного религиозного очищения воина, уничто- жающего зло ради патриотических целей защиты Отечества: «Душа, сопротив- ляющаяся злу силою и мечом, нуждается в очищающих усилиях уже при самом восприятии зла» [2, с.128]. Сегодня эта концепция великого русского философа приобрела особую актуальность в связи с пониманием смысла специальной во- енной операции по защите российских граждан, проживающих на освобожден- ных территориях, от нацистской угрозы со стороны Украины. Серьезной проблемой для современной России является размытость граж- данского самосознания значительного числа молодых россиян, возникшая в условиях глобализации. Национальная самоидентификация личности – важное условие патриотизма, поскольку, как считает И. А. Ильин, «в основе патрио- тизма лежит акт духовного самоопределения » [3, с. 247]. Философ определяет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=