Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

39 Аффективное действие субъекта спонтанно возникает в ответ на воздействие чувственно-эмоциональных импульсов, тем не менее должно контролироваться. Традиционное действие имеет характер ритуала, сложившегося под влиянием воспринятых культурных стереотипов, и также совершается не всегда осознанно. Ценностно-рациональное действие человека предполагает аскетическую модель его поведения, отказ от элементарных физиологических потребностей низшего порядка ради высших ценностей, нередко требующих работы на пределе его фи- зических и психических возможностей. Целерациональное действие – высший тип действия личности, реализующий социально значимые цели на основе раз- работанной стратегии и тактики, учета реальных возможностей и наличных средств решения поставленных задач согласованной работы в условиях команды и распределения ролей. Данная типология важна для понимания организации спортивно-оздоровительной деятельности ее руководителями и участниками. Физическая активность человека всегда имеет ценностные основания, которые должны им осознаваться и учитываться для достижения поставленных задач. Важное место в системе ценностных основ физического воспитания занимают гражданственность и патриотизм, хотя они не всегда выступают на первый план. Еще в древней Греции атлеты на соревнованиях представляли свои города, где их чествовали как героев, способных защитить сограждан от вражеского наше- ствия. Во все эпохи у разных народов сила и воинская доблесть защитников род- ной земли воспитывались путем тяжелых физических упражнений, которые од- новременно служили их духовной закалке. Древнерусские былины также повествуют о богатырях, которые обрели особые силовые и духовные качества для защиты Родины перед лицом угрозы нападения врагов. Во многих древних культурах и государствах большое значение придавалось единству физической подготовки и патриотического воспитания молодежи. Мотивация студентов к регулярным занятиям спортом может базироваться на разных основаниях, как утилитарно-прагматических – ради красивого тела или хорошего здоровья, так и других – кто-то хочет реализовать свои природные задатки и склонности или стремится посредством физических упражнений укре- пить волю и характер, раскрыть личностный потенциал ради некой высшей цели. Возможны иные стимулы: например, самоутверждение субъекта через преодо- ление комплекса неполноценности, компенсацию трусости как слабости духа, получение через высокие достижения в сфере профессионального спорта пре- стижного социального статуса и места в обществе. Все эти многообразные мо- тивы могут переплетаться в сложный комплекс взаимосвязанных ценностных установок, образующих диспозицию личности, объективно обусловленную пси- хофизиологическими и социальными потребностями конкретного человека. Для студентов они далеко не всегда очевидны. Поэтому необходимо показывать им сущность и функции спорта как социального явления, его место и роль в станов- лении культуры, раскрывать важное значение спортивно-оздоровительной ра- боты как условия развития своей страны. Студенты должны понимать и созна- тельно реализовывать задачи приобщения к нормам физической культуры, заданным традициями отечественной высшей школы и образовательными стан- дартами, утвержденными российским государством. Им следует разъяснять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=