Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

31 Из данных таблицы видно, что тренеры команд, занимающих первые 5 мест в турнирной таблице ФНЛ «первого дивизиона», практически в равной степени используют авторитарные и демократические стили работы. Выводы. Мастерство и профессионализм тренера, способность мотивиро- вать команду на достижение поставленных целей во многом базируется на ис- кусстве общения и управления игроками. Одним из главных факторов в этом процессе выступают формы и методы воздействия тренера на игроков [4]. Формы воздействия, которые используют тренеры авторитарного и демо- кратического стилей, существенно различаются. Наставники демократического стиля чаще опираются на такие формы воздействия как: просьба, одобрение, шутка. Тренеры авторитарного стиля чаще прибегают к принуждению, наказа- нию, выговору [5]. Исследование, в котором приняли участие игроки команд, занимающих на начало 2023 года первые пять мест турнирной таблицы чемпионата ФНЛ «пер- вого дивизиона», не выявило существенной зависимости между формами и ме- тодами воздействия тренера на футболистов и результатами командной игры. Тем не менее полученные результаты свидетельствуют, что большая часть тренеров команд из верхней таблицы чемпионата ФНЛ, а именно 60 %, преиму- щественно используют демократический стиль в своей работе, и соответствую- щие ему формы и методы воздействия на игроков. Личные наблюдения и многолетний опыт спортивной деятельности автора статьи также свидетельствует о том, что коллективы, где тренер придерживается демократического стиля управления и видит в игроках полноценных партнеров, с которыми ему предстоит решать поставленные задачи, более мотивированы и эффективны в достижении целей. Таким образом, выдвинутая автором гипотеза о наличии зависимости между формами и методами воздействия тренера, как компоненты педагогиче- ских условий формирования подготовленности футболистов и результатами ко- мандной игры частично подтвердилась. Библиографический список 1. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. М. : Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2006. 2. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 3. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб. : Питер, 2012. 4. Калинин Д. И. Формирование оптимальных педагогических моделей со- вершенствования спортивно-технической подготовленности на занятиях по футболу в вузе // Мол. ученый. 2016. № 19 (123). С. 424–426. 5. Попов А. Л. Спортивная психология : учеб. пособие для спортивных ву- зов. М. : Флинта, 2000. 6. Спортивные игры / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М. : Изд. центр «Академия», 2004. 7. Султонов Б. А., Соатов Ш. Г. Значение учебно-тренировочного процесса в футболе // Мол. ученый. 2016. № 10 (114). С. 452–453.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=