Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

30 Форма воздействия тренера на игрока Описание Аргументация Эта форма воздействия «смягчает» требование, «сни- мает с него налет» волевого воздействия тренера на иг- рока. Чем основательнее аргументация, тем большее до- верие футболистов к требованиям и тем большее желание их выполнить. Требования, не подкрепляемые аргументацией, лишают игроков инициативы и мотива- ции. Тренер, не потрудившийся объяснить игрокам зачем, по- чему, для чего к нему предъявляются те или иные требо- вания, становится на путь наименьшего сопротивления. Тренер, не обращающий внимания на содержание и форму аргументации, может сформировать отрица- тельное отношение у игроков к себе, как к «профессио- налу», которого футболисты должны слушаться и реше- ния которого должны выполнять для достижения задач в спортивно-игровой деятельности Для выявления взаимозависимости форм и методов воздействия тренера, как компоненты педагогических условий формирования подготовленности фут- болистов, и результативности командной игры был проведен констатирующий эксперимент. В основу эксперимента была положена гипотеза, предполагающая, что наибольших успехов добиваются команды, тренеры которых в своей работе пре- имущественно используют демократический стиль работы [6, 7]. В исследовании приняли участие игроки футбольных команд ФНЛ «первого дивизиона», зани- мающих первые 5 мест в турнирной таблице на начало 2023 года. На первом этапе (январь–февраль 2023 года) применялся метод заочного те- стирования и анкетирования. Была разработана анкета для футболистов, которая позволила дать оценку тренеру со стороны игрока по использованию тренером форм воздействия: требования, наказания, убеждения, просьбы, аргументации в 5-балльной шкале. В заочном анкетировании приняло участие по 10 игроков из каждой команды. На втором этапе (март 2023 года) после обработки анкет, применяя метод анализа и обобщения, каждый из тренеров, в зависимости от наиболее часто при- меняемых им форм воздействия, был отнесен к одной из двух групп: тренеры, проявляющие преимущественно демократический или авторитарный стиль ру- ководства. Результаты обработки анкет представлены в таблице 2. Таблица 2 Стили руководства командами, преимущественно проявляемые тренерами Стили руководства Кол-во тренеров % Демократический 3 60 % Авторитарный 2 40 %

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=