Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

28 А. А. Гребенщиков, магистрант sa2000gr@gmail.com ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) СТИЛИ РУКОВОДСТВА ТРЕНЕРОВ КАК КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ Актуальность. Состояние Российского футбола, запрос общества и болель- щиков на его дальнейшее развитие требует поиска эффективных и оптимальных педагогических условий формирования подготовленности футболистов, в том числе для юношеских и молодежных команд. К сожалению, текущие результаты даже с учетом большого количества иностранных игроков в Российских клубах свидетельствует о том, что сложившаяся система подготовки не в полной мере отвечает современным требованиям к профессионализму игроков и тренировоч- ному процессу на всех его этапах [2]. Обсуждение результатов. На основе проведенного анализа специальной литературы под педагогическими условиями процесса подготовки футболистов мы понимаем специфические профессиональные приемы воздействия тренера на игроков, обеспечивающие развитие их личности и подготовленности, которые определяют результативность команды в спортивно-соревновательной деятель- ности [3, 4, 7]. Каждый тренер осуществляет свою деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности формируют его уникальный стиль. Выделяют три стиля руководства: демократический, авторитарный, либераль- ный [1,3]. Авторитарный стиль. Тренер директивным способом, исходя из собствен- ных установок, определяет цели игрока, тактические и технические приемы для их достижения. Для авторитарного стиля характерно то, что игрок является объ- ектом педагогических воздействий наставника, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований и субъек- тивно оценивает результаты деятельности подопечных. Тренер практически ни- когда не обосновывает игрокам свои действия и решения. Основными методами воздействия тренера являются приказ, поучение или распоряжение. Демократический стиль характеризуется сотрудничеством, конструктивным и объективным обсуждением между тренером и игроками целей и задач спортивно- тренировочного процесса и способов их достижения. Особенность этого стиля в том, что футболист считается равноправным партнером в общении и обсуждении тех или иных технико-тактических приемов. Наставник привлекает игроков к при- нятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений футболистов. Основными методами воздействия являются побуждение к спор- тивно-тренировочной деятельности, просьба, совет [3]. Осуществляя педагогиче- ский процесс, педагоги с демократическим стилем предъявляют повышенные тре- бования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=