Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

114 На занятиях использовались некоторые приемы педагогического воздей- ствия, позволяющие оказывать влияние на развитие не только физических, но и волевых качеств: – выполнение заданий на фоне утомления, преодоление сопротивления, преодоление болевых ощущений; – использование указаний и объяснений, замечаний и требований с индиви- дуально подбираемой интонацией как средств, способствующих проявлению воспитанниками волевых качеств; – демонстрация проявления волевых качеств спортсменами высокого уровня в процессе просмотра и обсуждения видеозаписей соревнований. Для определения эффективности педагогического воздействия на развитие волевых качеств в процессе занятий мы воспользовались методикой Н. Е. Стам- буловой, с помощью которой можно охарактеризовать два параметра волевого качества: выраженность (наличие и устойчивость проявления основных его при- знаков) и генерализованность (широта проявления качества в различных жизнен- ных ситуациях и видах деятельности), и определить уровень развития данных качеств [1] . Анкетирование занимающихся было проведено в октябре 2022 года (на начальном этапе подготовки) и в апреле 2023 года (на этапе завершения подго- товки). Математическая обработка результатов анкетирования позволила опре- делить, что у многих занимающихся в команде студентов уровень проявления волевых качеств повысился как по параметру генерализованности, так и по па- раметру выраженности. Результаты математической обработки данных пред- ставлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 Выраженность волевых качеств занимающихся № качество низкий уровень средний уровень высокий уровень 1 Целеустремленность до 6 чел. (40 %) 7 чел. (47 %) 2 чел. (13 %) по- сле 4 чел. (26 %) 6 чел. (40 %) 5 чел. (34 %) 2 Смелость и решительность до 5 чел. (34 %) 8 чел. (53 %) 2 чел. (13 %) по- сле 2 чел. (13 %) 9 чел. (61 %) 4 чел. (26 %) 3 Настойчивость и упорство до 5 чел. (34 %) 6 чел. (40 %) 4 чел. (26 %) по- сле 2 чел. (13 %) 8 чел. (53 %) 5 чел. (34 %) 4 Самостоятельность и инициативность до 5 чел. (34 %) 6 чел. (40 %) 4 чел. (26 %)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=