Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития 2023

113 местности с преодолением препятствий на протяжении всей дистанции, ограни- ченной специальной разметкой. Длина дистанции 5 км, количество препятствий 25. К соревнованиям допускается от учебного заведения 3 команды: 1 команда – 5 девушек, 2 команда – 5 юношей, 3 команда – 5 человек – смешанная – 3 юноши, 2 девушки. Соревнования проводятся в 3 этапа: 1 – региональный, – 2 – феде- ральный округ, 3 – всероссийский финал. Команда ТЖТ им. Б. Ф. Сафонова три года подряд участвует во Всероссий- ских финалах, занимая призовые места в общем зачете. Финалы проводятся в сентябре, поэтому подготовка команды начинается в октябре предыдущего года. В октябре 2022 года начат процесс подготовки «костяка» команды для уча- стия на региональном этапе, в который вошли студенты 1, 2 и 3-его курсов, по- скольку студенты 4 курса к моменту проведения соревнований уже выпустятся, но поступят первокурсники, среди которых, наверняка, будут юноши и девушки, способные войти в составы команд. С командой организованы занятия 2 раза в неделю по 1,5 часа. Основная направленность подготовки команды – повыше- ние уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и вос- питание профессионально значимых качеств, наиболее значимыми из которых являются волевые качества. Волевые проявления связаны как с моральным компонентом воли (мировоз- зрением, идеалами, установками и мотивами), так и с психофизиологическими врожденными нейродинамическими свойствами (свойствами нервной системы и темперамента). Е. И. Ильиным представлена следующая классификация волевых качеств: – характеризующие целеустремленность (терпение, упорство, настойчи- вость), – характеризующие моральность (мужество, самообладание, принципиаль- ность, дисциплинированность), – характеризующие самообладание (выдержка, решительность, смелость). Чтобы волевые качества успешно развивались, необходимо соблюдать ряд условий: 1) На выполнение упражнений занимающийся должен затрачивать доста- точно интенсивные волевые усилия. 2) В занятие необходимо включать упражнения, требующие применение максимальных волевых усилий. 3) Сознательность занимающихся и понимание необходимости развития у себя силы воли. 4) Обеспечение ситуации успеха и неудачи для укрепления мотивации, адек- ватности самооценки своих сил и возможностей, уверенности в своих силах и ответственности за результат своей деятельности. 5) Разъяснения занимающимся целей и задач отдельных периодов занятий, смысл и значение для повышения подготовленности к выполнению заданий. 6) Высокая и неуклонная требовательность педагога [2]. Для успешного развития волевых качеств в процессе занятий необходимо учить воспитанников преодолевать различные трудности и формировать воле- вые умения: приемы самоубеждения, самоодобрения, самоприказа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=