ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

88 – индивидуальное совершенствование личности, ориентированное на рас- крытие потенциальных физических, психических, возможностей, духовного раз- вития и саморазвития; – свобода выбора доступных форм двигательной активности в процессе спортивной деятельности. В настоящее время существует множество законопроектов, связанных с ре- ализацией адаптивного спорта в России, при этом в данную деятельность вовле- чено совсем небольшое количество людей с ОВЗ. А. С. Маховым и О. Н. Степа- новой был проведен опрос спортсменов, тренеров, связанных со адаптивным спортом. По результатам исследования были выделены следующие основные проблемы, снижающие мотивацию людей с ограниченными возможностями за- ниматься спортивной деятельностью: – недостаточное квалифицированное кадровое обеспечение; – недостаточное наличие образовательных, методических ресурсов и средств для тренеров; – отсутствие достойной зарплаты тренеров, что сказывается на количестве кадров и, как следствие, возможности реализации адаптивного спорта; – проблема материально-технической оснащенности; – проблема организации учебно-тренировочного процесса, поскольку про- цесс тренировок инвалидов сопряжен с высоким риском получения травм; – проблема медицинского сопровождения [3]. Кроме того, выделяется проблема информационной осведомленности лиц с ОВЗ о наличии в их регионе специализированных программ по адаптивному спорту. Согласно результатам исследования, 33 % опрошенных не осведомлены о наличии программ для лиц с ограниченными возможностями, 36 % считают, что таких программ в их регионе нет, 31 % участников опроса сообщили о пол- ной осведомленности о данных программах. Исходя из вышеприведенных проблем, можно выделить факторы, оказыва- ющие большое влияние на развитие адаптивного спорта: 1. Желание и осознанный выбор самого человека с инвалидностью. 2. Информированность родителей (если говорить о детях) о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной ак- тивности их детей. 3. Наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с данной категорией людей (тренера, мед. работники и пр.). 4. Доступность и оснащенность приспособленным оборудованием. Еще одной возможностью самореализации и социальной адаптации людей с ОВЗ является инклюзивный спорт. Одним из примеров такого вида спорта яв- ляются юнифайд-матчи, в которых принимают участие команды, включающие обычных спортсменов и спортсменов с особенностями. Цель таких матчей — по- казать, что все спортсмены, независимо от их ментальных и физических способ- ностей, должны иметь равные возможности. За последние несколько лет в Рос- сии прошло более 10 юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов в них

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=