ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

87 Если рассматривать инклюзию в образовании на примере занятий физиче- ской культурой, то можно выделить следующие факторы, необходимые для осу- ществления таких занятий: 1) доступность зданий и сооружений, спортивных площадок. Для того, чтобы использовать спортивные объекты, люди с ограниченными физическими возможностями должны туда добраться – а это предполагает лифты и пандусы не только на спортивном объекте, но и в зданиях; 2) необходимость наличия специальных программ обучения для учителей физкультуры, для тренеров, чтобы они умели адаптировать свои виды спорта к физическим ограничениям занимающихся; 3) тренеру необходимо подключать одноклассников, ровесников к помощи человеку с физическими ограничениями. Таким образом будет осуществляться социальное взаимодействие разных групп людей, что может способствовать сплочению, развитию навыка взаимопомощи и понимания, что является важным принципом инклюзии. Говоря о спорте, необходимо отметить, что он помогает сплотиться совер- шенно разным людям. Соответственно, для людей с ОВЗ спорт может стать од- ной из возможностей реализации себя, а также укрепления физического и мен- тального здоровья. В контексте изучения вопроса о роли спорта в жизни лиц с ОВЗ, следует рассмотреть отдельно понятие адаптивного спорта. Адаптивный спорт является видом физической культуры, который удовле- творяет потребности личности в самореализации, актуализации, сопоставлении своих способностей со способностями других людей, а также потребность в ком- муникативной деятельности и социализации. Адаптивный спорт направлен как на физическую реабилитацию инвалидов, так и на их адаптацию к нормальной среде, преодоление психологических барь- еров и самовыражение. В адаптивном спорте присутствуют два направления: оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое может реализо- ваться в школах, например, в рамках рассмотренной выше инклюзии, а также в спортивных секциях и специализированных кружках. Адаптивный спорт выс- ших достижений реализуется в специализированных физкультурно-оздорови- тельных клубах, спортивных школах [2]. Исследования подтверждают пользу занятий спортом для людей с ограни- ченными возможностями, считая физические упражнения жизненно необходи- мыми, поскольку они являются наиболее эффективным средством физической, психической и социальной адаптации. Включаясь в спорт, человек с инвалиднос- тью интегрируется в социальную среду, что помогает ему поверить в свои силы. В основе адаптивного спорта лежит соревновательная деятельность, дости- жение максимальных физических возможностей на доступном уровне. Для реализации основных целей адаптивного спорта тренеру необходимо придерживаться принципа гуманистической направленности, который заключа- ется в следующем: – признание ценности каждой личности в независимости от физических, умственных способностей;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=