ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

86 СПОРТ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Л. Н. Цветкова, старший преподаватель liliatulpanovna@gmail.com ФБГОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия) Н. С. Солнцева, старший преподаватель solncevan858@gmail.com ФБГОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия) По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было зафиксировано 8,2 % людей с ОВЗ. Стоит сказать, что за последние 5 лет число людей с инва- лидностью уменьшилось, и если раньше их жизнедеятельность была так или иначе ограничена, то в современном мире у людей с инвалидностью появилось больше возможностей вести активную и разностороннюю жизнь. Они имеют свободный доступ к обучению, работе, занятиям спортом. Несколько лет назад для людей с особенностями развития каждый выход в общественные места или даже просто на улицу означал серьезные испытания в силу неприспособленности инфраструктуры и отсутствия вариантов помощи. Со временем общество осознало, что несправедливо лишать многих возможнос- тей людей с ограничениями подвижности и особенностями развития, поскольку они также имеют потребность в полноценной жизни и самореализации. В 1994 году у российской команды состоялось первое участие в Паралим- пийских играх. В городах постепенно стали более заметны изменения, направ- ленные на облегчение жизни для людей с особыми потребностями, например, специальные светофоры для незрячих, пандусы в общественных местах и т. д. В настоящее время с развитием технологий общество двигается к организации наиболее эффективных средств, помогающих людям с ОВЗ в реализации жизне- деятельности: беспрепятственные путешествия на поездах и самолетах, походы в кафе, кино и театры, занятия спортом. Для того, чтобы помочь категории людей с инвалидностью войти в социум, преодолеть коммуникативные барьеры, укрепить взаимопонимание и дружеские связи с обычными людьми, существует инклюзивный спорт. Для начала рассмот- рим понятие инклюзии в целом. Инклюзия – это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидно- стью или ментальными особенностями. В современном мире инклюзия уже при- сутствует во всех сферах общественной жизни: образовании, спорте и т. д. Ин- клюзивное образование дает равные права: вне зависимости от состояния здоро- вья, пола, возраста, национальности. Инклюзия в образовании, например, в шко- лах, представляет собой систему, в которой: все ученики ходят в школу рядом с домом; отсутствуют специальные классы или группы; дети с особенностями развития и без таковых учатся в одном классе совместно [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=