ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

51 – принцип развития смекалки [5]. Следует указать, что во время отбора основных видов проблем для обучения следует рассматривать реальные проблемы и задачи, которые возникают в изу- чаемой области или за её границами, чтобы они мотивировали потребность в дальнейшем развитии знаний. Проблемное обучение представляет собой ме- тодику развития творческого мышления и адаптации обучающихся в социально- разнообразном мире, подготовку к самостоятельной жизни. При применении проблемного обучения в процессе физического воспитания основой успешности является грамотный выбор учителем приёмов реализации методики в зависимо- сти от возрастных способностей, обученности и мотивированности учащихся. Комплекс методических приёмов, средств обучения и принципов реализации проблемной деятельности будет складываться в методическую модель проблем- ного обучения физической культуре. В зависимости от возрастных особеннос- тей определяются три взаимосвязанные модели проблемного обучения физиче- ской культуре: 1-я модель (младший школьный возраст) – проблемное обучение характе- ризуется как изложение изучаемого материала в форме монолога или с приме- нением диалогической формы. Учитель должен, таким образом, излагать мате- риал, чтобы учащиеся могли самостоятельно найти причины, закономерные связи и значения, а также сделать требуемые выводы с опорой на свои знания, жизненный опыт, пусть и небольшой, но дающий им возможность решить сло- жившуюся ситуацию. Преимущество в младшем школьном возрасте следует от- давать сюжетно-ролевой игре при участии учителя, дающего возможность по- лучить знания, что является благоприятным условием в процессе учения — ве- дущей деятельности младшего школьника, но и не отделяет ребёнка от дошколь- ного возраста, где ведущей деятельностью является игра, что ещё больше моти- вирует учащихся; 2-я модель (средний школьный возраст) – частично-поисковая деятельность для решения проблемного вопроса или задачи при выполнении на практике дви- гательных действий, подкрепляемая с помощью системы продуманных учите- лем вопросов. Приоритетной является работа в парах и группах, так как общение со сверстниками является ведущей деятельностью в среднем школьном возрасте, что позволит мотивировать подростков и повысить эмоциональный настрой на работу. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность в области развития творческого мышления; 3-я модель (старший школьный возраст) проблемного обучения – самостоя- тельная исследовательская и проектная деятельность, когда учащиеся самостоя- тельно формулируют проблему и решают её с последующим обучением, осу- ществляющимся со страховкой учителя, но с обсуждением методической основы выполнения двигательного действия, обсуждением тактических действий при выполнении командных действий в видах спорта. Учащийся представляет себя в роли учителя, что даёт основу для создания профессиональных качеств и про- фессиональному самоопределению с достаточной степенью самостоятельности, что является приоритетной ведущей деятельностью в юношестве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=