ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

146 позволили автору выделить семь признаков субъективного состояния внутрен- ней мотивированности в деятельности, образующих внутреннюю мотивацион- ную систему, названную им «ощущение потока» [16]. М. Ксикзентмихали указывает, что «ощущение потока» возникает только в тех случаях, когда в деятельности человека сбалансированы «надо» и «могу», когда гармонично сочетаются требования деятельности и способности человека [14, 15]. Динамический баланс требований и способностей, того, что в концепции физкультурного воспитания В. К. Бальсевич кладет в основу принципа адекват- ности [1, с.16], является важнейшей характеристикой и условием данного субъ- ективного состояния. Именно в этом педагоги и психологи видят главное разли- чие между «ощущением потока» и двумя другими субъективными состояния- ми – состояниями скуки и тревожности. В первом случае требования деятельно- сти ниже способностей человека. Это ситуация, когда спортсмен вынужден ре- шать двигательные задачи низкого уровня сложности. Во втором случае, напро- тив, требования деятельности превышают уровень его способностей. В этой си- туации спортсмен начинает все более и более отставать от программных требо- ваний, что приводит к формированию субъективной тревожности в виде своей несостоятельности и неизбежности неудач в учебе со всеми вытекающими из не- удач отрицательными последствиями [2, 11]. Таким образом, проведенный анализ позволил выявить некоторые характе- ристики мотивов и мотивации и их влияние на успешность тренировочной дея- тельности, что дают основание рассматривать эти характеристики в качестве ве- дущих факторов оптимизации тренировочного процесса с целью повышения его эффективности. Перечисленные нами основные этапы становления физкультурно-спортив- ной деятельности начинающего спортсмена тесно связаны с его интересами, ко- торые обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствуют ориентировке и ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Современные фило- софские и социологические труды по проблеме интереса рассматривают его в тесной связи с ценностями, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества и жизнедеятельности человека. В этой связи потребности – интересы – ценности проявляются во внутренних возможностях человека, образуя последо- вательный ряд отношений побуждающего характера [3, 9, 11]. Капитальным положением, имеющим основополагающее значение для ор- ганизации начального этапа спортивной подготовки в спортивной борьбе, явля- ется положение о функциональном назначении интереса в жизнедеятельности человека. Согласно этому положению, интерес, во-первых, помогает связывать личные и общественные ценности. Человек не может собрать все многообразие общественных ценностей, он избирает из них в соответствии со своими интере- сами то, что представляет для него личные ценности. Благодаря этому объектив- ный мир какой-то стороной приближается к человеку, становится ему не безраз- личным, а необходимым, ценным для его существования и развития [3, 8, 10]. Личные ценности человека, отбираемые при помощи потребностей и интереса,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=