ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

145 причинами, совокупностью внешних и внутренних условий ее реализации. Эти условия способствуют активности субъекта и определяют структуру и направ- ленность его деятельности. Согласно психологической теории деятельности известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, мотив определяет направленность деятельности, т. е. её цели и задачи. Цель предвосхищает результат, а задача представляет со- бой заданную в определенных условиях цель деятельности. Предметом деятель- ности является то, с чем она непосредственно связана, например, предметом учебно-тренировочной деятельности в греко-римской борьбе являются знания, умения, навыки, а предметом соревновательной деятельности – спортивный ре- зультат им создаваемый [7]. Для любой деятельности характерна определенная структура, в которой выделяются составные её части – это действия и операции. Деятельность человека состоит из определенных действий и представляет самостоятельную осознанную цель. Например, в тренировочной деятельности вы- деляют такие действия – формулировка замысла проведения схватки, его поэтап- ная отработка, текущий, промежуточный и итоговый контроль результата отра- ботки, внесение корректив, реализация в соревновательной деятельности. Все действия осуществляются с помощью определенных способов, получивших наз- вание операции, которых может быть очень много. От условий выполнения действия зависит характер операции, также он зависит от навыков юного спортс- мена, его умений, от имеющихся инструментов и средств осуществления действий. Каждый человек при выполнении действий выбирает наиболее для него предпочтительную операцию, что характеризует его индивидуальный стиль дея- тельности. Осуществление деятельности происходит с помощью средств, в каче- стве которых выступают инструменты, которые человек использует при выпол- нении действий и операций. Более продуктивной и качественной деятельность становится с развитием средств деятельности [2, 4]. Закономерности развития ребенка, формирования его потребностно-моти- вационной сферы позволяют говорить применительно к спортивной подготовке по греко-римской борьбе по крайней мере о двух психических образованиях: внешней мотивации, детерминирующей управление биологическими нуждами и средовой стимуляцией, и внутренней мотивации, непосредственно не выводя- щейся из нужд организма и среды. Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он все- гда возникает в процессе деятельности, каждый раз является непосредственным результатом взаимодействия человека и его окружения. Внутренний мотив – это всегда неотчуждаемое от человека чувство радости, удовольствия и удовлетво- рения от своего дела. По мнению М. Ксикзентмихали, состояние внутренней мо- тивированности в деятельности в равной степени присущее как детям, так и взрослым, может наблюдаться в любой деятельности и не зависит ни от куль- турной, ни от расовой, ни от социальной и профессиональной принадлежности людей. Многочисленные исследования и опросы учащихся, действительно полу- чающих удовольствие от самих занятий в школе и дома, о том, что же они чув- ствуют, что отличает их переживания в ходе внутренне мотивированных занятий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=